Человек, выходящий за порог, уже другой. Раздельность, присутствующая в нем тенью перед диалогом, преобразилась в нужду к со-в-местному, в желание соучастия в одном пространстве. В процессе диалога был получен новый опыт – опыт сотворения мыслей. Поэтому новоиспеченный родитель мыслей в этот раз выходит в простор не к Другому, а в поисках того, что им ранее было порождено, выходит с новым состоянием – в поисках дитя-мысли.
Полученный опыт диалога научил его, что мысль рождается в сфере восходящего/нисходящего, в потоке не горизонтальном, а в вертикальном. Сотворение происходило в результате вступания в отношения с лучом мысли, проникающим и озаряющим разум, и взгляде, увидевшим сияние мысли.
Человек, выходящий на бескрайний простор, ищет родственное себе в небесном, потому что слышит зов и тоскует по пережитому опыту сотворения. Зовет его именно голос трепетной мысли, благодарной за свое рождение и ждущей, когда родители вернутся, взрастят ее хрупкую природу.
Опыт беседности неслучайно запечатлен в этимологии слова как опыт, происходящий у двери. Дверь может служить обозначением границы личного, своего, частного мнения. То, что происходит за дверью, уже мне не принадлежит, а потому само переживание опыта беседности связано с переживанием нахождения в пространстве не общего, не совместного, но именно бескрайнего, в котором общее, как нечто безликое и одновременно принадлежащее всем, не может быть точным обозначением.
Снаружи, за дверью является пространством, в котором, с одной стороны, не работают законы собственности, то есть того, что можно присвоить, в то же время, это пространство не является и общим, не принадлежащим никому. Скорее, бескрайнее пространство беседы характеризует пространство творческое, то есть неразрывно связано с тем, что было порождено, а значит, свободная человеческая воля, направленная на сотворение, имеет значение. Но поскольку любое творческое есть результат со-творения с чем-то внеличным, божественным, абсолютным, что человеку дарит возможность соучаствовать в творении, то можно также сказать, что пространство бескрайнего принадлежит не всем, а каждому, кто хочет заглянуть за дверь, чтобы лицезреть со-творение в действии.
Беседа, возникающая у двери, напоминает нам о том, что человек не отправляется в далекое путешествие, чтобы найти порожденную мысль, а ожидает ее у своей двери, понимая, что если и встретит ее в бескрайности, то лишь потому, что она сама захочет прийти к нему, сама вернется, как возвращается дитя к родителю.
В отношениях родителя и мысли нет иерархии власти и подчинения, а есть тоска по тому, что соприродно. Ничто так не соприродно человеку, как его дитя, даже если это дитя – порожденная мысль или скорее воплотившийся в мысль луч, возникающий как божественная милость в ответ на запрос в нужде совместного творения.
Именно это изменение качества отношения к тому, что не мое, но мною воплощено, мне подарено, но мне нужно (от «нужда») и делает возможным последующую беседу. Предыдущий диалогический опыт совместного творения подготавливает человека к переживанию более высокого и редкого опыта – опыта сидения в бескрайности и нужды в родительской заботе того, кого однажды сотворили.
Переживание опыта беседы было бы неполным без понимания того, почему этот опыт связан именно с сидением, а не стоянием. В беседе не требуется стояние, поскольку выходит человек на простор не для того, чтобы творить, что сопряжено с усилием стояния, а для того, чтобы любоваться лучезарным («луч» + «заря») опытом танца мыслей в вышине.
Любование или свидетельствование есть внимательные и бережные отношения с порожденной мыслью внутри верхнего взгляда.
Сопричастность увиденному танцу мыслезвезд переживается как нахождение со-при-части. Человек не только любуется со-природному (Из при- + род; лат. natūra «рождение, миропорядок, природа», восходит к праиндоевр. *gen-/*gn- «порождать, производить»), а сопричастен их танцу, вместе с ними переживает ощущение полета и радость от открытия легкой непринужденности видеть жизнь мысли как вечно порождающий сам себя простор, в котором есть частичка, сотворенная и человеком.
Таким образом, ощущение беседности– переживание опыта, приобщающего человека к тому, что ему со-природно, то есть к танцу с порожденными им мыслями, который, в свою очередь, подготавливает к непосредственному переживанию любованием творения самого бытия.
В заключение, осмысляя весь путь, проделанный человеком, чтобы взойти к опыту беседы, можно сказать, что опыт спора и диалога постепенно подготавливал к переживанию все более высокой и редкой нужды - нужды в соучастии в творении бытием. Спор учил самостоятельности, но при этом помогал открыть, что чужие мысли не дают плодов, диалог обнаруживал, что нужда в творении мысли невозможна без совместности, но дарил опыт родительской заботы и этим переносил к опыту беседы, в процессе которого открывался более высокий опыт нужды - нужды в любовании со-творением мира на глазах. Стоит заметить, что опытом беседы путь к постижению высшей нужды не заканчивается. Впереди человека ожидает опыт молитвы и творческого воплощения в созидании. Но эти наиболее интимные и сокровенные переживания нуждаются в отдельном разборе.