"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ" (Ев.от Иоанна)
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51))
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу живого опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и плоть, разум и сердце, мысль, чувство и ощущение, человека и Бога. Возможно, неслучайно в древних текстах различных цивилизаций пятым элементом называли Логос...

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту той подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.
— Екатерина Макаревич
Екатерина Макаревич
Автор проекта
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
ОЩУЩЕНИЕ
Путь в ощущение преображения
ПУТЬ В ОЩУЩЕНИЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Екатерина Макаревич заново пересобирает опыт слова «ощущение», проследив как человек от того, что "кажется", а на самом деле, является, движется к представлению влекомого образа, внимает его и восходит к преображению.
Есть известная поговорка: «Слово – не воробей. Вылетишь – не поймаешь». Это действительно так. То, что сказано, уже отправлено на просторы мира. Но задумываемся ли мы, какую весть несет слово. Ведь изначально «Слово было Бог и было у Бога». Значит ли это, что слово несет внутри себя определенную силу высказывания?

В этом эссе я попытаюсь описать свой метод взгляда на слово. А именно постараюсь продемонстрировать, что существуют слова высоковольтные, помогающие нам испытать переживание и значительный опыт, возвращающий нас к сути вещей, а возможно и жизни, как она есть.

Для разбора я выбрала трудное слово, но в своей основе могущее быть своего рода методологическим для понимания того, как увидеть и услышать само Слово. Это слово – ощущение.

О МЕТОДЕ

Прежде чем перейти непосредственно к разбору, я хотела несколько слов сказать о методе. Для меня слово – крупица жизни как целого. Крупицы разбросаны, переплетены и внутри слов и между словами. Чтобы увидеть целостный смысл слова, нужно его заново пересобрать. Живым слово делает не этимология, не определение, а тот внутренний отклик, который случается, когда я смотрю на то или иное слово. Первичным становится именно само состояние окликнутости, когда не я смотрю на слово, а слово смотрит в меня и от меня ждет ответ, ждет, чтобы я вступила с ним в отношения. Если слово оживает, говорит со мной, значит, оно хочет этого, оно нуждается в том, чтобы его услышали. Поэтому, пожалуйста, примите за основу то, что я не говорю об этимологии и определениях слова, а говорю с самим заложенным в слове опытом, который притаился за его словесной оболочкой и хочет, чтобы его услышали. У слова есть душа и мне очень хочется передать и вам ее зов.

ОЩУЩЕНИЕ

церк.-слав., ст.-слав. оштоутити, оштоуштати — очутиться, очучать, «приводить в чувство».
Изначально слово «ощущение» передавало смысл переноса в другое место, в некое сокровенное пространство, куда мы не можем доехать, дойти, но в котором мы можем очутиться, попасть внутрь, войти в некую сердцевину подлинной реальности. И это попадание внутрь каким-то образом приводит в чувство, другими словами, восстанавливает некое настоящее отношение к реальности. Ощущение вводит человека в непосредственное переживание реальности такой, какая она есть. Без оправданий и ужимок, без оглядки на социальные установки и личные взгляды. Ощущение показывает нечто, что не явлено в видимом мире, но что ощущается как реальное, когда оно является, и это-то приводит в чувство, возвращает к пониманию реальности без иллюзий.
от лат. sensatio, далее из sensus «чувство, ощущение, восприятие», далее из sentire «чувствовать; узнавать; думать», далее из праиндоевр. *sent- «идти».
Удивительно, но слово «сенсация» происходит от sensus «чувство, ощущение, восприятие». Получается, что настоящая сенсация – когда мы слышим или видим что-то, основанное на целостном видении, включающем в себя чувства, ощущения, восприятие. Таким образом, сенсационное возникает тогда, когда человек, очутившись внутри некоей явленной ему реальности, находясь по ту сторону жизни, где все лишь зарождается, видит нечто, описывающее действительную жизнь такой, какая она есть, - через чувства, ощущения, восприятие. Это сродни опыту Алисы из Зазеркалья, когда человек видит жизнь изнутри зеркала.

Но еще более изумительным является то, что «сенсация» восходит к sent – «идти» и тем самым отсылает нас к христианскому пониманию жизни как пути. Значит ли это, что жить по ощущениям – это идти своим путем? Значит ли, что опыт, данный нам из ощущений и есть путь, созданный конкретно для нас? Ни общество, ни друзья, ни родители и учителя неспособны дать нам ответ на простой и одновременно самый сложный вопрос: Каков мой путь? Куда мне идти?

Неужели понимание своего пути – дается именно в ощущениях?

ПУТЬ В ОЩУЩЕНИЕ

Если ощущения так важны, что в них мы можем найти ответы на самые сокровенные вопросы, то возможно, пора отправиться в Зазеркалье. И помогут нам подготовиться к самому переживанию ощущения как особого состояния такие слова:

1. Казаться

2. Представить

3. Внимание

4. Воображение

5. Преображение

Пять слов, каждый из которых буквально кричит нам о том, что в них сокрыто нечто очень ценное… Последовательность их также важна, но об этом в конце.

1. КАЗАТЬСЯ

Общеслав. - казати. Древнеинд. - caste — «видит». Индоевр.- являться, видеть.
Слово «казаться» восходит к индоевропейскому корню, означающему «являться, видеть». Что же является? Когда мы произносим «мне кажется», то в этот момент мы говорим из того, что нам именно является в качестве ощущений. Но являться оно может лишь тому, кто видит явление. Само по себе, без наблюдателя, явление невозможно. А значит, для того, чтобы нечто явилось, нужно взглянуть на него. Особость этого взгляда в том, что являющееся незримо, оно лишь угадывается, улавливается нами на уровне чувств, ощущений, восприятий. Но именно благодаря тому, что нам является, мы способны испытать явление как таковое и сказать «мне кажется». В этом слове безусловно заключена некоторая неуверенность, но все потому, что в пространстве ощущений неясность – возникает от взгляда смотрящего. Чем чище и внимательнее взгляд, тем яснее нам становится то, что нам является.

Итак, первая способность человека, умеющего заглянуть во вместилище ощущений – видеть то, что кажется, или точнее – является.

2. ПРЕДСТАВИТЬ

из пред- + ставить, от праслав. *stāvītī, греч. στύ̄ω «поднимаю вверх». лат. restaurāre «восстанавливать», īnstaurāre «возобновлять».
Когда я представляю что-то, то мой взгляд невольно поднимается вверх. Где-то в вышине находится то, перед чем я пред-стою, стою перед тем, что мне является. Латинское и греческое значение этого слова подсказывает нам, что представ перед кем-то, а в своей конечной и изначальной ипостаси, именно перед Богом, что-то в нас восстанавливается, возобновляется.

Представ перед Богом, я вижу его, мой взгляд его касается, и в этот момент я восстанавливаюсь, потому что ощущаю нечто родное и близкое. Пред-ставление невозможно без «казаться». В момент стояния перед мне не отвернуться, я смотрю, а раз вижу, то мне является.

3. ВНИМАНИЕ

Старослав. вънимати — «слушать», от приставки вън («в») и глагола имати — «брать».
Сегодня, когда о внимательности говорят часто, понимают его так, что внимание – значит смотреть внимательно и сосредоточенно, то есть фокусировать свой взгляд. Основное значение внимания в современном понимании связано со взглядом. Однако, опыт слова «внимания» говорит совсем о другом, возможно, даже противоположном. Поскольку внимать –значит, слушать, а не смотреть. Внимать, значит прислушиваться к звуку голоса, к смыслам. Взгляд на кого-то лишь создает развилку для слушания, но не утверждает ее. Я могу смотреть и не слышать. Но вот когда я слушаю, то смотрю куда глубже. Дело в том, что способность слышать связана с чуткостью, которая, кстати от «чутить» - слышать. Но что же означает вторая часть значения «внимания» - имати, то есть брать. Представьте, что вы внимательно слушаете чей-то голос. В момент прислушивания вы улавливаете разные нотки в голосе, вы как будто внутри себя ощущаете то, что испытывает тот, кого вы слушаете. При развитой способности слушать, можно ощущать мельчайшие переливы настроений, душевных перипетий и смысловые нюансы говорящего. Во время внимательного прислушивания – я словно беру то, что слышу, внутрь себя, впитываю как губка то, что переживает тот, кого я слушаю. Внимая – я впитываю в себя другого.

4. ВООБРАЖЕНИЕ

Старослав. ob и razъ связано с raziti и rezati. Отсюда «образовать, поражать».
Воображение, конечно, связано с неким образом, который нам является, который затем мы представляем и внимаем. Возникающий перед нами образ, с одной стороны, нас поражает, потому что смотрит прямо в нас. Но этот взгляд образа и образовывает нас, то есть делает инаковым, меняет наши представления о мире. Мы словно вдыхаем образ и этим вдохом в себя изменяем и собственную суть. Воображая – мы впускаем в себя образ, который нас преображает. А вот как именно – подскажет слово «преображение».

5. ПРЕОБРАЖЕНИЕ

цслав. - от прѣобразити, греч. μεταμόρφωσις
Преображение – удивительное по своей красоте слово, потому что в своем истоке демонстрирует парадокс. Прежде всего, мы вспоминаем христианский праздник Преображение Господня, когда по библейскому преданию Иисус Христос отрешился от всего земного и предстал перед своими учениками в ином — сверхчеловеческом, сияющем, божественном — образе.

Преображение или метаморфоза происходит в тот момент, когда человек, смотря на божественный свет внутри себя, предстает перед ним, а представ, внимает, то есть становится прозрачным для того, чтобы впитать в себя сияние Господа.

Когда мне кажется, что я смотрю на божественное сияние, я вижу явление его, предстою перед его ликом и внимаю, то есть слушаю сердцем, оказываюсь внутри самого пред-ставшего передо мной образа, и тем самым преображаюсь, поскольку я смотрю, слушаю, впитываю в себя его чистоту.

Все эти слова вместе и погружают нас в ощущение переживания преображения, когда я буквально ощущаю, что нахожусь внутри некоей реальности и пред-стою. Испытываемый опыт впитывается в мою кровь и плоть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Вначале людей связывала кровь, но проходит время, когда пришел Некто и сказал: «Не кровь, а Слово» и отдал кровь свою за слово. И слово стало плотью». Эти дневниковые слова Михаила Пришвина очень тонко и точно объясняют, какую силу имеют слова. Когда произносимое нами слово становится нашей плотью, мне кажется, мы преображаемся.

У российской поэтессы Ольги Александровны Седаковой есть такие слова: «Для поэта переживание формы есть глубочайшая человеческая активность». Переживание формы – и есть переживание слова, его хрупкости и одновременно силы, его гибкости и в то же время ощущения натянутости струны. Переживание слова – вхождение в отношения с ним, переживание глубочайшего опыта, который соединяет во мне внутреннее и внешнее, человеческое и божественное, земную плоть и небесное сияние. Мне кажется, что каждый из нас в глубине души – поэт. Во всяком случае, я это ощущаю.

Осмысленных нам слов.

У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone