Человек, прошедший через различные ответвления дружбы, уводящие от подлинных отношений, обретает понимание, что корысть приводит к гордыни одного и пользе другого, удовольствие – к потребительскому отношению и неразличению безусловных даров жизни и подарков рукотворных, неравенство – к ссорам, вражде и тесноте. При этом каждый из лабиринтов псевдо дружбы милосердно возвращал к началу, к новому витку встречи с лучом, счастливым случаем, который сводил людей вместе. Возможно ли, задумывается странник, что подлинное отношение дружбы таится в отношениях луча к людям. Возможно, ли, что сам луч и есть ответ на вопрос, как обрести опыт добродетельной дружбы.
Если пространство луча запускает весь процесс дружбы, дарит возможность научиться отношениям чистым, не замутненным шероховатостями намерений, то тогда ведь это значит, что в самом луче есть то, что восстанавливает ощущение действительного блага, возможного в отношениях.
Возможно, поэтому любой возбуждает любовь и желание дружбы, потому что будится любовь не сама по себе, а благодаря действию луча.
«Встреча про-ис-ходит с нами, но оттого, что первоначально исходит к нам» - фраза из первой части нашего путешествия подсказывает, что то, что нам кажется, делаем мы, потому что происходит с нами, первоначально все-таки ис-ходит к нам, то есть нечто появляющееся рождается лишь после того, как что-что является. А ведь именно луч был связующим звеном, породившим встречу и запустившим начало отношений, именно благодаря счастливому с-лучаю, приведшему к встрече, появлялась сопричастность друг другу.
Именно на свет луча смотрели новоиспеченные друзья, радовались его сиянию, которое и приводило к ощущению целостности и счастья.
Если вспомнить о всех предыдущих перипетиях, то все они возникали из-за то, что кто-то из друзей начинал думать, что именно он излучает свет, что именно он является причиной, порождающей движение, а все потому, что становился в центр лучистого пространства, чтобы еще больше почувствовать себя в лучах софитов жизни, и этим отодвигал друга в тень, а кто-то решал, что можно использовать луч, чтобы добиться желаемых целей, то есть воспользоваться легкостью, даваемой лучом, чтобы осуществить намеченные намерения.
Так или иначе, получалось, что луч при намерениях становился помощником, рабом желаний людей вместо того, чтобы быть полноценным участником отношений, таким же другом, третьим, раскрывающим новые горизонты лишь потому, что был тем необходимым звеном, без которого бы не произошла сама встреча.
Значит ли это, что добродетельная дружба есть такое отношение людей, в которых действующим лицом, имеющим свой голос и право считаться другом, есть сам луч, так же нуждающийся в поддержке и благодарности, также радующийся подаркам, которые для него творят люди и дарящий безусловные дары своим друзьям.
Возможно ли, что луч есть не просто то, что порождает отношения, а есть то, что делает возможными подлинные отношения, а раз так, то пользоваться лучом для своих корыстных намерений, образно говоря, входя в плоть луча, чтобы больше получить света, воспользоваться им, это и есть предать само отношение дружбы.
Если счастливый случай есть сопричастность к благу, ощущение себя благой части некого замысла, то ведь это значит, что луч и есть та необходимая часть, приобщение к которой и дарит ощущение счастья.
Луч дружбы – такой же живой друг, помогающий друзьям, и разве будет по-дружески использовать его, разве это и в человеческих отношениях не приводит к катастрофическим последствиям, разве может настоящий друг взять и присвоить себе свободу друга, решить, что он будет главным в дружбе. Разве это не предает отношения между людьми? Так и использование луча только для себя, в ущерб друзьям, есть такое же предательство дружбы. Луч не просто дар, который можно без зазрения совести взять и присвоить, предав тем самым чистоту отношения луча к людям, предав тем самым милосердие и надежду луча, каждый раз, несмотря на постоянные ошибки людей, дарующего людям свет нового мира, подлинного в своей чистоте. И разве не будет предательством использовать его чистоту ради самолюбия, тщеславия, жадности и власти. Разве этому учит луч?
Пространство луча есть пространство божественного замысла, внутри которого разыгрываются человеческие отношения. Но без света, рождаемого лучом, не случились бы отношения. Луч и есть недостающее третье звено в отношениях, любуясь красотой которого, переживая страдания, испытываемые им, как частичкой мира подлинного, упавшего на землю мира несовершенного, радуясь дарам, благодаря за подарки, которые рождаются тоже благо-даря его сиянию, и становится возможным счастье как приобщение, причастность лучу.
Обретение луча в качестве настоящего друга без ущерба к дружбе другу-человеку и есть добродетельная дружба. В такой дружбе намерения уже не нужны, потому что обретается бесценное – целительная сила луча, восстанавливающая израненное сердце человека, выравнивающая меру души, делающая гладкой и мягкой хрупкую природу чистого сердца.
Человек внезапно понимает, что первоначальная встреча случалась как совмещение двух лучей, созидающих совместно пространство, внутри которых развивались отношения. Но это значит, что два луча, однажды обратившиеся друг к другу и породившие место для создания дружбы, когда-то светили каждому из друзей, как светит солнце не просто всем, а каждому, таким образом, согревая своими лучами жизнь в мире каждому человеку.
Добродетельная дружба есть отношение с лучом, внутри луча и совместно с лучом. Такой же вид отношений присутствует и между людьми – с другом, внутри друга и совместно с другом. Эта троичность и рождает целостное восприятие дружбы. Нечто происходящее с другом отражается на его внутреннем, душевном пространстве, и это же внутреннее порождает совместное внешнее.
Другими словами, обретение добродетельной дружбы возможно, когда человек помнит о том, что каждое его слово, поступок отражается в качестве печати на душе друга и свете луча и этот отпечаток влияет на совместное дружеское пространство.
А это предположение рождает важную мысль – лучи не просто есть у каждого, а нужны каждому. Человек не может существовать без луча. В темноте как состоянии безлучистости пропадает ощущение жизни. И также в подлинной дружбе пространство двух лучей – это не пространство для использования одного другим, не для неблагодарного пользования подарками, а это пространство милосердия, в котором важна совместность трех, соучастие в жизни трех друзей. В пространстве дружбы соединяются два луча, а значит, сами отношения, порождаемые лучами, есть отношения, основанные на совместности участия, не могущие быть использованы только одним для своих корыстных или развлекательных интересов, но могущее быть площадкой встречи, где каждый важен и нужен.
Все мы в мире находимся при части луча, нравственно сопричастные друг другу, но лишь потому, что каждого, а не просто всех греют лучи, благодаря которым и рождается ощущение счастья как при части блага. Счастье в дружбе быть каждому при-частным лучу, не пытаясь им завладеть, лишив тем сам друга блага его сияния.
Все остальное лишь очередной виток, обучающий человека опыту собственной духовной нужды и страданиям, испытываемых другом, до тех пор, пока однажды не обретется простое понимание, возможное, потому что прошел весь предыдущий путь – так же, как каждый из друзей нуждается в луче, так и лучистое пространство совместности создается для каждого из друзей.