"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ" (Ев.от Иоанна)
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51))
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу живого опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и плоть, разум и сердце, мысль, чувство и ощущение, человека и Бога. Возможно, неслучайно в древних текстах различных цивилизаций пятым элементом называли Логос...

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту той подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.
— Екатерина Макаревич
Екатерина Макаревич
Автор проекта
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
СЕРЕДИНА БЛАГОДАРНОСТИ
Филолог Екатерина Макаревич о состоянии благодарности, возникающей как дополняющее участие в принятии и дарении блага, срединных помощниках, утверждающих жизнь, пользовании другими людьми, блужданиях и прельщении, порождающих неблагодарность, и о возвращении к предстоянию Всеблагому, в котором сосуществует творческое делание и присутствие блага.
Состояние благодарности - первичное человеческое состояние. Благодаря папе и маме, человек рождается. Благодаря Богу, существует сама Жизнь, в которой человек оказывается, которая, в свою очередь, творится, благодаря законам мироздания. Благодаря Природе, как естественного воплощения этих законов, человек может учиться совершенной красоте и первозданной чистоте, через них воплощая и созидая свой внутренний мир. Все, что явлено в этом мире, существует благодаря. Благодаря другу, человек чувствует поддержку и помощь, благодаря незнакомым людям, внезапно оказывающимся на пути, мы получаем подсказки на наши сокровенные вопросы. Благодарность – жизнеутверждающее состояние видимой реальности и невидимого мира человеческой души, которая пусть и не видна вооруженным взглядом, но присутствует в качестве отпечатка на совершенных человеком делах, поступках, сказанных словах. Понимание закона благодарности поможет глубже увидеть то, как все взаимосвязано в мире и то, как сплетения, возникающие между людьми, порождают те или иные наши реакции. А они, в свою очередь, влияют на само устройство Жизни.

Состояние благодарности

Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
2 Коринфянам
Первое слово, которое поможет приоткрыть скрытую вселенную благодарности, слово «состояние», поскольку именно состояние благодарности становится способом попасть внутрь самого этого чувства.
СОСТОЯТЬ - Словообразовательная калька XIX в. нем. bestehen, от нем. be- «с-» + нем. stehen «стоять», далее от праслав. *stojati, *stojǫ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. стояти, стоѬ (греч. ἵστασθαι); ср.: укр. стояти, стою́, болг. стоя́, сербохорв. сто̀jи̑м, ста̀jати, словенск. stojím, státi «стоять», чешск. stojím, stát, словацк. stojím, stáť, польск. stoję, stać, в.-луж. stejeć (из stojać), н.-луж. stojaś, stojm; восходит к праиндоевр. *stā-. Праслав. *stojati, *stojǫ, связанное чередованием гласных со stati (стать), соответствует оск. staít «stat», stahínt, staie(n)t «stant», умбр. stahu «sto» (*stai̯ō), др.-инд. sthitás «стоящий», греч. στατός — то же, лат. status. От stō (*stāi̯ō), stārе «стоять», далее — лит. stóti, stóju «становиться, вступать», др.-прусск. роstāt «становиться», др.-инд. tíṣṭhati «остаётся на месте, стоит», авест. hištaiti «стоит», греч. ἵστημι «ставлю», лат. sistō — то же, др.-в.-нем. sta^n, ste^n «стоять», ирл. táu «есмь» (*stāi̯ō).
Как видим, состояние или состоять есть такое переживание, которое связано со стоянием, ступанием или неким шагом. (см. подробнее про шаг Живой путь души). Состояние сопряжено со стоянием с кем-то или чем-то. Об этом говорит приставка со-. Состояние – переживание, основанное на некоем дополняющем участии другого человека, мироздания, Бога. Любое состояние есть результат некоего совместного участия.

Другими словами, благодарность – со-стояние, признающее ценность того, кто сотворил благо, или иначе признание цены усилий духа, приложенных человеком и Богом, чтобы жизнеутвердить свою помощь для Другого, то есть сделать твердью земной жизни то, что, по своей природе, находится в вечном становлении. Именно поэтому, можно сказать, что благодарность – чувство, которое утверждает саму природу Жизни, ее развитие и изобилие. Таким образом, неблагодарность оставляет без ответа рождение Жизни и, тем самым, останавливает движение. То есть проявление неблагодарности есть безответственное (без ответа) отношение к Жизни как предельной сущности всего живого.
ЦЕНА - Происходит от праслав. cěna, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. и ст.-слав. цѣна (др.-греч. τιμή), цѣнити (τιμᾶσθαι), русск. цена, укр. ціна, болг. цена, сербохорв. циjена (вин. п. ци̏jену), словенск. сenа, чешск., словацк. сеnа, польск. сеnа, др.-польск. саnа; восходит к праиндоевр. kʷoynéh₂ «плата, расплата». Родственно лит. káinа «цена, польза», kainà — то же, puskainiu «за полцены», авест. kaēnā- «возмездие, месть, наказание», греч. ποινή «покаяние, возмещение, наказание», далее — греч. τίνω «совершаю покаяние», τιμή «оценка, почёт, цена», ирл. сin м. «вина, долг».
Прежде чем обратиться к дихотомии благодарности и неблагодарности, возникающей между людьми, и оттуда взойти к первичной сути этого состояния как предстояния источнику Всеблагого, нужно уловить заложенный в слове «благодарность» парадокс, аксиоматическое сочетание которого и поможет нам попасть в сердцевину этого чувства.

Благодарность = Благо + Дар.

Когда мы благодарим, мы благо дарим, то есть воздаем, возмещаем цену усилий за обретенную пользу.

Если благодарность воспринимать в своей предельной сущности, то она есть проявление подлинной человечной природы, признающей ценность даруемого Богом блага рождения, а значит, дарение блага, осуществляемое человеком для других людей, есть предельное переживание божественной природы внутри нас. Таким образом, в благодарности одновременно совмещается человечность (благодарение) и богоподобие (дарение блага).

Срединное средство

Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
17 псалом – Псалтирь
Но благодарить есть одновременно желание и возможность быть в состоянии благодарности, то есть, для того, чтобы оказаться в состоянии благодарности, вначале нужно иметь желание помочь другому/Богу творить благо. Посмотрим внимательно на опыт слова «помощь».
ПОМОЩЬ - Происходит от мощь (мочь), далее от праслав. *mogti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. могу, мочи, ст.-слав. могѫ, мошти (др.-греч. δύνασθαι, ἰσχύειν), укр. мо́жу, могти́, мочи́, белор. могцí, болг. мо́га, сербохорв. мо̀гу, мо̀ħи, словенск. mórem, móči, чешск. mohu, můžeš, mосi, словацк. možem, moсť, польск. móc, mogę, в.-луж. móžu, móc, н.-луж. mogu, móc. Восходит к праиндоевр. *mēgh-, *magh- «мочь». Ближе всего здесь — готск. mаg «я могу, в состоянии» (инф. magan); далее усматривается близость с лит. mãgulas «многий», magùs «желанный», mė́gstu, mė́gti «мне нравится», латышск. me^gt «мочь, иметь обыкновение», греч. μηχανή «орудие», μῆχος ср. р. «средство», дор. μαχανά̄, μᾶχος — то же.
Помогать или мочь, значит признавать за собой желание «я могу, я в состоянии». Таким образом, помощь есть тоже состояние (со-стояние) участия в жизни Другого/Бога.

Почему же это состояние требует некоего внутреннего усилия быть в состоянии? Возможно, потому, что, как видим, помощь коррелирует с согласием быть средством, орудием в руках Другого/Бога.
СРЕДСТВО - Происходит от др.-русск. срѣдьство «посредство», русск.-церк.-слав. производное с суффиксом -ьство от основы срѣда, далее от праслав. *sьrdь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. середа, русск.-церк.-слав. срѣда «средний день недели; срединная, средняя» (др.-греч. μέσον, τετάρτη), укр. середа́, сере́дина, белор. середа́, болг. среда́, сербохорв. сриjѐда (вин. сри̏jеду), словенск. sréda, чешск. středa, словацк. streda, др.-польск. śrzoda, польск. środa, в.-луж. srjeda, н.-луж. sŕoda, полабск. srėdа «середина, среда».
Как мы знаем из своего жизненного опыта, быть средством в руках другого человека – рискованная задача. Ведь тогда он пользуется мною как орудием для достижения своих целей. А ведь не всегда можно заранее распознать, какие подлинные намерения у человека внутри (см. подробнее о намерениях Путь к Дружбе).

Но в этом и состоит особенность чувства благодарности. Человек, умеющий благодарить за помощь, - тот, кто способен признать, что пользуется другим как средством, и поэтому, осознавая всю цену усилий, благодарит его. И этим утверждает в Жизни такой порядок взаимоотношений, когда даже в пользовании другим как средством можно оставаться на высоте своей человечности, то есть быть в со-стоянии дарения блага. Возможно, в этой взаимности и проявляется философская аксиома о том, что «Другой не средство, а цель». Понимая ответственность помогающего Другого, я благодарю его за помощь и тем самым возвращаю ему цельность, поскольку в момент благодарения дарю ему благо.
ПОЛЬЗА – от древнего корня*legwh- «нетяжелый, имеющий малый вес», того же, что в санскритском लघुक /лагхука/ «легковесный, неважный». В русском языке однокоренными являются вольготный, льгота, (не)льзя, легкий. Созвучие слова легкий с лгать и, далее, ложь, наводит на мысль о корнесловном родстве пользы и лжи. Для пользы дела и облегчения положения люди часто лгут не только друг другу, но и самим себе. Тем не менее, ученые-этимологи не признают такого родства, относя глаголы лгать и лежать к древнему корню *legh- «класть, сваливать», отличному от *legwh-. Согласно Евангелию, единственно настоящую пользу приносят действия, направленные на очищение, хранение и спасение человеческой души для вечной жизни: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (От Марка, 8:36).
Чтобы увидеть весь масштаб ответственности (ответа на нужду в помощи), проявляемой человеком, согласившимся быть в состоянии благодарности/ благо-дарности, но уже по отношению к самой Жизни, необходимо посмотреть на слово «середина», присутствующее в опыте слова «средство». Как видим, оно отсылает нас к слову «сердце».
СЕРДЦЕ – от древнего корня *kerd- «сердцевина», «середина», «средоточие». Греческое однокоренное καρδιά, латинское cordia, английское heart. Сердцевина, сердце – это средоточие разделенного, соединение раздвоенного, внутренний центр, точка в середине, связующая организм в единое целое.
Быть средством сердцем, значит оказаться в середине, в сердцевине, в некоем пространстве между, в котором нечто сосредоточивается. Другими словами, человек, помогая Другому, с одной стороны, соглашается быть средством, но одновременно получает ответственный дар – быть средоточием самой Жизни, поскольку попадает в самую сердцевину – середину точки мироздания.

Хорошо иллюстрирует этот опыт посредник, тот, кто оказывается между двумя сторонами или посредине. Но есть гораздо более важная аналогия. Как мы помним, в христианстве именно Иисус действует в середине. Выступая живым посланием Бога и одновременно являясь посредником людей для Бога, он меняет мир из его сердцевины, из самого средоточия, причем двойного – мира земного и мира божественного. Таким образом, в Иисусе воплощается благодарность Богу и дарение блага людям. При этом, он всего лишь орудие, средство в руках Бога, преданно исполняющего Его волю, но также и средство избавления от греховной жизни для самих людей.

Это важная составляющая, поскольку возвращает нас к опыту со-стояния благодарности, в которой присутствует троичность, связывающая из середины воедино два мира – земного и божественного. Помогая, мы попадаем в начало жизни, в которой все только зачинается. В этом переживании человек получает дар от Бога, становится орудием его Воли, но при этом и посредником для тех, кому помогает. То есть важно увидеть, что Бог приходит через помощников в середину. Хотите быть проводниками божьей помощи, помогайте, говорит нам само слово «благодарность».

Но помогающий для того, кто принимает помощь, может восприниматься как некое орудие или средство, но на самом деле, именно помогающий, а не тот, кто пользуется помощью других людей, и есть тот, кто из середины утверждает Жизнь, в которой уже и заложено состояние благодарности.

Принятие помощи теми, кто пользуется благой вестью или иначе даром рождения середины жизни, - и есть испытание благодарностью, то есть способности открыть в помогающем не просто орудие или средство, а живое послание, середину. А это можно сделать лишь, увидев, что сама Жизнь есть со-стояние. Признание самому себе, что все в реальном мире исходит из со-стояния участия, или иначе открытие себя у-части и становится ключом, раскрывающим благодарность как дарение блага.

Как мы увидим ниже, возникающие у благодарности крайности, появляются только из-за ощущения гордыни, рождаемой как результат отказа от возможности со-стоять в благодарности, то есть признавать помогающего Другого как такого же со-участника творения божественного блага.

Для нас важно увидеть, что, по сути, всеблагой Бог, воплощающий Все Благо, помогает своим посредникам, то есть тем, кем пользуются, и соглашается быть средством и одновременно ориентиром для человека, который, в свою очередь, является средством в руках других людей. Как помним, Иисус, выступая живым посланием, отказался от статуса царя Иудейского, то есть отринул власть, чтобы служить людям, даже тем, кто им, по сути, пользовался.

Для обычного человека внутреннее ощущение, что им пользуются, конечно, вызывает страдание, но только так, в помощи Другому, можно выступать посредником помощи Богу, то есть передавать именно Благо, как первоэлемент творящейся Жизни, а не просто себя, то есть человеческий эгоизм.

Недостаток и избыток благодарности

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.
Римлянам 1:21
Открытие середины, или иначе, признание себя лишь орудием, средством творения Блага Жизни, которое возникает, если только помогать Другому, главное открытие состояния благодарности и возможность поиска путей к друг другу. Но на этом испытания и искушения человека, вступившего на путь со-стояния, только начинаются.

Если благодарность, то есть признание ценности помощи Другого, есть проявление человечности, а дарение блага – воплощение божественной природы в человеке, то можно предположить, что увеличение одного уменьшает другого. Но это лишь логически. Если помнить, что Бог приходит на помощь к тому, кто в середине, то есть к тому, кем пользуются, то окажется, что желание благодарить, то есть быть только принимающей стороной Бога, параллельно увеличивает способность к сотворению блага, раскрытию божественного подобия. А вот у человека, который пользуется другим, как средством, но не благодарит, усиливается иллюзия, что именно он рождает благо. Таким образом, он попадает в ловушку, устроенную справедливыми законами мироздания, специально для тех случаев, когда в человеке проявляется эгоизм, иллюзия самовсесильного человека, утратившего человечность.

Получается, что без взаимной благодарности, то есть отдачи излишков благодати, получаемой через Другого от Бога, человек оказывается заложником собственного блага дарения. Внутренняя логика ему подсказывает, что если он благо дарит, то зачем ему благодарить? В итоге, благодать, передаваемая через благодарность других людей, смешивается с собственными эгоистичными стремлениями, желанием самому быть Богом, но не отданная вовне в качестве благодарности, замыкается внутри и перестает быть благом.

Другими словами, благодарность существует для вечного обращения блага в природе. Когда кто-то решает «пожадничать», исчезает само благо, и все больше остается эгоизма, проявляющегося в желании власти, влиянии, тщеславии.

Формально, такой процесс легко объясним, если помнить, что все в мире находится в со-стоянии творения. По сути, каждый из нас оказывается в ситуации принимающего благодать – через помощь других людей или напрямую через внутреннее созерцание Блага Бога. Но неблагодарность останавливает этот процесс. Важно увидеть, как это происходит внутри человека. Разгадка кроется в том, что помогло ему войти в середину - в со-стоянии помощи. Человек, выходя из со-стояния, оказывается в положении.

В отличие от состояния, описывающего некое со-стояние в истине с Богом, положение расслабляет, то есть нивелирует высоту и глубину, как систему координат, формирующую высокие мировоззренческие устремления духа человека. Немаловажно, что в опыте слова «польза» тоже присутствует «лежать». Таким образом, пользование другими формирует неблагодарность, которая выталкивает человека из со-стояния, тем самым вызывая лень. Лишение вертикали расползается в горизонталь. Без вертикального со-стояния, человеку остается полагаться на других, но самому не со-стоять, а значит, все благо, получаемое им, оказывается тем, что передают ему другие люди. Человеку, не со-стоящему в отношениях помощи, остается пользоваться ими, как орудием.

Полагаясь на благодарность других людей, человек оказывается в ситуации, когда единственным выходом остается казаться, а не быть, имитировать дарение блага, подражать благу, чтобы не лишиться получаемого блага от других людей.
ИМИТАЦИЯ - Происходит от лат. imitatio «подражание», из imitari «подражать, воспроизводить» (восходит к праиндоевр. *im-eto-)
Слово «подражать», входящее в опыт слова «имитация», уточняет это положение:
ПОДРАЖАТЬ Заимств. из ст.-сл. яз. Скорее всего, суф.-преф. производное от драга «дорога». В таком случае подражать буквально — «идти той же дорогой, что и кто-л.». Ср. след — следовать — последовать — последователь и т. д. Менее убедительно объяснение подражать как родственного выражать, поражать, зараза.
Как видим, подражатель лишь следует за получаемым от других людей благом, полагается на кого-то, но сам не состоит с ними в отношениях благодарения. Другими словами, происходит выход из середины.

В этом вся красота законов мироздания. Благо всегда передается тому, кем пользуются, таким образом, тот, кто пользуется, получает благо от того, кто ему помогает. Удивительная и гениально сотворенная справедливость вечного обращения блага в Жизни, не правда ли?

Как видим, между людьми путей в середину минимум два: благодаря, а не вопреки (помогая Другим) и вопреки, а не благодаря (пользуясь помощью Других).

Вот почему благодарность не просто возвращает человеку его человечность, но восстанавливает в душе гармоничное и естественное сочетание, сокрытое в благодарности (принятие и порождение Блага).

Другими словами, у благодарности есть цена – признание своей ограниченности как человеческого существа, признание того, что мы как люди, являемся средствами, орудиями в руках друг друга, но главное, в руках Бога. Все возникающие в отношениях конфликты, основанные на неблагодарности, связаны лишь с тем, что мы не помним, что быть помощниками друг друга – это и есть проявление человечности, открытие середины. А значит, главные два вопроса, помогающие сохранить в себе состояние середины благодарности:

«Какой я, когда пользуюсь помощью других людей?» (принимая благо от людей, благодарный/неблагодарный)

«Какой я, когда мной пользуются?» (принимая благо от Бога, дарю ли я благо/себя).

Благодарность, а не передача собственного эгоизма, для того, кто пользуется, - выход в середину, восстановление связи с вертикалью - Благом.

Дарение блага, а не выполнение эгоистических желаний других людей, для того, кто помогает, – выход в середину, восстановление связи с вертикалью – Благом.

Плоды Благотворчества

и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Послание к Римлянам .12 глава
Но, как говорится, благодарность благодарности рознь. Если благо Жизни передается через помощников, то есть через тех, кем пользуются, то значит, что ощущение Блага зависит от понимания Блага помощниками. Всмотримся в опыт слова «БЛАГО».
БЛАГО – согласно предположениям этимологов, возможно, происходит от того же корня, что и белый: *bhelg- «гореть, сиять, блестеть». В древнерусском языке болого – «хорошо, добро» В. Даль: «добро, все доброе, полезное, служащее нашему счастью». Толковые словари определяют благо как «богатство». Есть устойчивое словосочетание «материальные блага», но нет *«духовное благо» - только «духовное богатство». Очевидно, словом БЛАГО изначально в славянской культуре именовали плоды Духа Божия, «Сокровища благих и жизни подателя». БЛАГИЙ – одно из имен Божиих: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий (ἀγαθέ) ! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус же рече ему: что мя глаголеши блага (ἀγαθόν); никтоже благ (ἀγαθὸς), токмо един Бог» (От Марка, 10: 18). В древнегреческом оригинале этого текста на месте слова БЛАГ стоит ἀγαθὸς /агатхос/ , а в латинском bonum/ bonus. Этимологи возводят греческое слово к двум древним корням: 1) *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» - тот же корень, что в слове «мега» породил первую часть ἀγα; 2) корень *dʰheh- «вдохновлять, утверждать» - тот же, что и в русском ДЕЛАТЬ, породил вторую часть, от которой в греческом слове остался только один звук θ (из сочетния /дъх/. В латинском слове-кальке с ἀγαθὸς эти два корня представлены более полно: magnificus /магнификус/ (magn из *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» + fic- из *dʰheh- «делать»). На русской почве корень *m̥ǵh- породил слово МОГУЧИЙ (буквально «тот, что все может»), а от корня *dʰheh- произошли слова ДЕТЬ/ДЕВАТЬ, ДЕЛАТЬ. В «ветвенном родстве с этими словами, по-моему, находится слово ДУХ, которое этимологи возводят к воссозданному ими древнему корню *dʰewh- «исходить от огня, курить(ся)». В сочетании первообразов «могущество, мощь (Творца)» и «вдохновлять, утверждать» рождается единое живое корнесловное представление об истинном БЛАГЕ: «Плод творчества, вдохновенного мощью Духа Истины и благословенного Словом Божиим».
Как видим, БЛАГО восходит к двум древним корням: 1) *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» - тот же корень, что в слове «мега» породил первую часть ἀγα; 2) корень *dʰheh- «вдохновлять, утверждать» - тот же, что и в русском делать, породил вторую часть, от которой в греческом слове остался только один звук θ (из сочетания /дъх/. Таким образом, Благо есть плод творчества, вдохновляющий и утверждающий дух Истины в делании, исходящем от огня Слова. Другими словами, существующие в нашей жизни различия Блага, зависит, во многом, от понимания духа Истины помощниками, то есть от чистоты человеком восприятия Блага.
ВОСПРИЯТИЕ - Происходит от гл. воспринять (воспринимать), из вос- + при- и ять (иметь, взять), от праслав. *jьmǫ : jęti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. имѣти, имамь, а также възѩти, възьмѫ. Отсюда взять, снять, изъять и др. приставочные глаголы на -нять/-ять (-емлю). Ср. лит. im̃ti, imù, ėmiaũ «брать», лат. еmō, ēmī, ēmptum, -еrе «брать»
Поскольку помощники есть одновременно посредники, передающие весть, то возникающая при передачи трансформация смысла послания, зависит от индивидуального понимания человеком того, что для него является истинным. Можно пойти дальше и представить, что энергия творчески рождаемого БЛАГА зависит не только от чистоты понимания смысла Блага (ИСТИНА), но и от чистоты отношения принимающего к Благу (ДОБРО и как вершина ЛЮБОВЬ), и от того, насколько чиста сама связь с Благом (КРАСОТА).

Получается, что творческий плод Блага рождается в результате сочетания трех начал: эгоистического, божественного и подлинно человечного. Этот плод и утверждает каждый раз некую истину. Таким образом, чистота Блага зависит от чистоты Истины, то есть от конкретных внутренних со-стояний человека или положений, в которых он оказывается в момент сотворчества, но главное, от качества предстояния перед Благом.

Предстояние перед Всеблагим

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены
Иакова 1:17
Опыт благодарности мы рассмотрели с точки зрения взаимоотношений трех сторон – человечности, богоподобия и середины. Драма взаимоотношений складывалась всегда вокруг равновесия состояния/положений между людьми. Когда одна из сторон превалировала, то есть получала больше, чем другой человек, то другая страдала, чувствуя себя обделенной благодатью.

Прельщение благодарностью приводило к пользованию другими как средством, недостаток благодарности заковывал человека в нежелание вообще дарить благо, то есть останавливал в нем движении Жизни.
ПРЕЛЬЩАТЬ - От гл. прельщать, прельстить, далее из церк.-слав. прѣльстити, из пре- + лесть, далее от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. и ст.-слав. льсть (греч. πλάνη — блуждание, отклонение, δόλος — приманка, хитрость); ср.: укр. лесть, белорусск. лесць, болг. лест «лесть», а также лъст «обман», сербохорв. ла̑ст, род. п. ла̏сти «обман», словен. lǝ̀st, -ȋ, чеш. lest «коварство, хитрость» (род. п. lsti), словацк. lеsť, др.-польск. leść «хитрость, лживость», в.-луж. lesć, н.-луж. l᾽аsć «лесть». Возможно, родственно др.-герм.: ср. готск. lists ж. «хитрость, козни», нов.-в.-нем. List — то же, др.-в.-нем., др.-сакс., др.-исл., др.-англ. list.
Интересно, что опыт слова «прельщение», описывающее положение избыточности, связывает это с блужданием, отклонением, приманкой и хитростью. Прельщает тот, кто находится в положении прельщения, и потому лестью и обманом побуждает человека на блуждание, отклонение от движения по своему пути, то есть от срединного со-стояния в Благе. Можно также сказать, что прельщенный – первоначально тот, кто сам стал жертвой лестью других людей, поверив в их лесть, обманулся ею и тем самым отклонился от середины собственного пути.

Важно также увидеть, что тот, кто прельщает, внутри себя находится перед лестью. Об этом говорит приставка пре-. Иначе говоря, прельщает тот, кто хочет лести и предстоит ей, тем самым, ожидая ее от других людей.

Таким образом, прельщение благодарностью есть такое положение, когда человек прельщает человека следовать, блуждать и отклоняться от собственного пути, чтобы пользоваться, полагаться на других людей, но сам не состоит, а прельщает на следование за собой.

Почему это чревато отклонением? Если верить тому, что благо рождается в состоянии благодарности Богу, как предельному источнику всеблагости, то все пути, которые связаны со следованием за человеческими благами (эгоистическими желаниями), а не за Божественными (устремлениями духа внутри человека), оказываются блужданием, отклонением. Неслучайно Иисус напоминает, что не он является всеблагим, он лишь человек, выполняющий волю Божью, но ограниченный человеческой природой, то есть он пришел, чтобы показать людям, что переживание истинного блага для человека находится в состоянии внутреннего предстояния перед Богом. Все, что Иисус хотел - напомнить людям о том, что Бог внутри каждого. Прислушивание к сердцу, к ощущением, внутри подсказывающим верный путь, и есть выход в середину.

Другими словами, открытие Всеблагости есть такое переживание, в котором человек состоит и одновременно стоит перед источником Блага. В этом парадоксальном сочетании также можно различить присутствие связи с (состояние) и присутствие перед (предстояние). Присутствие или иначе переживание при сути, тем самым, становится возможным при наличии связи с самой сутью. Когда есть связь, то возможно и принятие энергии, получаемой от нее. Так рождается состояние (от возникающей связи) благодарности, присутствие (предстояние) которой внутри души, порождает желание дарить благо.

Человек может и положиться на Бога. Но с уточнением. Неслучайно существует поговорка «На Бога надейся, но сам не плошай».
ПЛОШАТЬ - Происходит от прил. плохой, далее из праслав. *рlосhъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. плохъ и русск. плохой, укр. плохи́й «смирный, тихий, кроткий», белор. пло́хi «болезненный, плохой», чешск. рlосhý «плоский», но польск. рłосhу «пугливый, ветреный, суетный» (скорее связано с поло́х). Сюда же, с др. ступенью вокализма, пла́ха. Предполагают родство с *ploskъ (см. пло́ский). Ввиду знач. весьма невероятно происхождение из др.-в.-нем. flah «плоский». Фонетически невозможно заимствование из ср.-в.-нем. blas «слабый, незначительный». Невероятно и происхождение вост.-слав. слов из польск. рłосhу (см. поло́х). От *рlосhъ образовано плоша́ть, плоши́ться, опло́х.
Как видно из опыта «плошать», не делайся суетным, ветренным, пугливым, плоским.

Посмотрим на слово «плоский»:
ПЛОСКИЙ - Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. плоскъ (др.-греч. πλατύς), укр. пло́ский, болг. плосък, сербохорв. пло̏сан, словенск. plȏsk, plóska, чешск., словацк. ploský. Связано чередованием гласных с чешск. pleskatý «плоский», plaský, польск. płaski. Родственно лит. plókščias «плоский», из *plaškti̯as, plaštakà «ладонь» (из *рlаškаtа), латышск. plaskains, plāskains «плоский, широкий», далее пласт и греч. πλάξ «равнина», др.-в.-нем. flah «плоский». Наряду с этим имеется возможность произведения из *plotsko-; в последнем случае следует сравнить с др.-инд. práthas «ширина», авест. fraʮah-, греч. πλατύς «широкий, плоский».
Удивительно, но опыт этого слова возвращает нас к тезису о том, что состояние благодарности порождает глубину и высоту, а пользование другим – горизонталь, широту. Тем самым, поговорка нам подсказывает, что, конечно, ты можешь положиться Бога, но при этом не забывай о состоянии предстояния (вертикаль), иначе станешь плоским, ветренным. А вот присутствующее в опыте слова «плошать» - «площадь» намекает на то, что широта с лишенной высотой может привести на равнинную площадь, то есть в пространство широкого, но ветреного, плоского, незначительного, где все как на ладони. То есть, где не нужно состоять, а можно положиться на то, что дадут.

Если суммировать весь проделанный человеком путь, то оказывалось, что желание блага, так или иначе, связывалось с другими людьми, с теми, кто может дать то, что внутри ощущалось как нехватка. В этом случае появлялась благодарность, но забывалось, что дает благо не человек, а срединное состояние помощи Жизни, в которое можно попасть, если помогать, то есть становиться орудием, средством источника Блага - Бога. Каждое из отклонений возникало в момент, когда человек, принимающий благо, воспринимал его как собственно рожденное, и тогда попадал в ловушку самовсесильности, безответственного (без ответа) и неблагодарного (получал, но не состоял) пользования (другие как средство) благом. Попадание в пользование благами лишало вертикали, приводило к прельщению (положению перед лестью), этим порождало блуждание, отклонение и тем самым выводило из середины (состояния при сути блага).

Таким образом, благодарность как жизнеутверждающее чувство, возможно в состоянии срединного присутствия. Открытие предстояния создает еще один путь в середину, соединяющий благодарность и дарение блага в предстоянии источнику Блага. Человек в глубине себя становится принимающим сосудом блага Жизни, следуя за Богом внутри себя, помогает Жизни, и в творческом порыве дарит людям благо из середины. Находясь в переживании середины, человек благодарит (потому что пользуется) за нравственное, духовное участие Бога и помогающих ему людей, и дарит (помогает участвовать в сотворчестве) благо срединного нравственного, духовного участия, порождающее вечное движение Жизни.
*Этимология слов взята с сайтов Викисловарь и словаря-справочника pervobraz.ru
У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone