Быть средством сердцем, значит оказаться в середине, в сердцевине, в некоем пространстве между, в котором нечто сосредоточивается. Другими словами, человек, помогая Другому, с одной стороны, соглашается быть средством, но одновременно получает ответственный дар – быть средоточием самой Жизни, поскольку попадает в самую сердцевину – середину точки мироздания.
Хорошо иллюстрирует этот опыт посредник, тот, кто оказывается между двумя сторонами или посредине. Но есть гораздо более важная аналогия. Как мы помним, в христианстве именно Иисус действует в середине. Выступая живым посланием Бога и одновременно являясь посредником людей для Бога, он меняет мир из его сердцевины, из самого средоточия, причем двойного – мира земного и мира божественного. Таким образом, в Иисусе воплощается благодарность Богу и дарение блага людям. При этом, он всего лишь орудие, средство в руках Бога, преданно исполняющего Его волю, но также и средство избавления от греховной жизни для самих людей.
Это важная составляющая, поскольку возвращает нас к опыту со-стояния благодарности, в которой присутствует троичность, связывающая из середины воедино два мира – земного и божественного. Помогая, мы попадаем в начало жизни, в которой все только зачинается. В этом переживании человек получает дар от Бога, становится орудием его Воли, но при этом и посредником для тех, кому помогает. То есть важно увидеть, что Бог приходит через помощников в середину. Хотите быть проводниками божьей помощи, помогайте, говорит нам само слово «благодарность».
Но помогающий для того, кто принимает помощь, может восприниматься как некое орудие или средство, но на самом деле, именно помогающий, а не тот, кто пользуется помощью других людей, и есть тот, кто из середины утверждает Жизнь, в которой уже и заложено состояние благодарности.
Принятие помощи теми, кто пользуется благой вестью или иначе даром рождения середины жизни, - и есть испытание благодарностью, то есть способности открыть в помогающем не просто орудие или средство, а живое послание, середину. А это можно сделать лишь, увидев, что сама Жизнь есть со-стояние. Признание самому себе, что все в реальном мире исходит из со-стояния участия, или иначе открытие себя у-части и становится ключом, раскрывающим благодарность как дарение блага.
Как мы увидим ниже, возникающие у благодарности крайности, появляются только из-за ощущения гордыни, рождаемой как результат отказа от возможности со-стоять в благодарности, то есть признавать помогающего Другого как такого же со-участника творения божественного блага.
Для нас важно увидеть, что, по сути, всеблагой Бог, воплощающий Все Благо, помогает своим посредникам, то есть тем, кем пользуются, и соглашается быть средством и одновременно ориентиром для человека, который, в свою очередь, является средством в руках других людей. Как помним, Иисус, выступая живым посланием, отказался от статуса царя Иудейского, то есть отринул власть, чтобы служить людям, даже тем, кто им, по сути, пользовался.
Для обычного человека внутреннее ощущение, что им пользуются, конечно, вызывает страдание, но только так, в помощи Другому, можно выступать посредником помощи Богу, то есть передавать именно Благо, как первоэлемент творящейся Жизни, а не просто себя, то есть человеческий эгоизм.