Блаженны плачущие (πενθοῦντες — скорбящие), ибо они утешатся.
От Матфея, 5 глава
СКОРБЬ
от древнего корня*(s)ker-b(h)/ *(s)kor-b(h) – «скручивать(ся)», «морщить(ся». Того же корня, что и ущерб, щербатый, скрести, коробить. Приставка со- восходит к образу совмещения, объединения. Основной корень кор- с расширителем -бь – к образу разрушения, появления трещин в результате обезвоживания и засухи. Иисус Христос предупреждает о мiрских скорбях: «Сия глаголах вам, да во Мне мир имате. В мiре скорбны будете, но дерзайте, яко Аз победих мiр» (От Иоанна, 16: 33). Скорбь является противоположностью блаженства, поэтому она излечивается благословением, благодарением и евангельским благовестием (Ев- – «благо», ангел – «вестник»). «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Послание ап. Павла Римлянам, 5:1–5).
ПРОСИТЬ
возводят это слово к тому же корню, что и латинское рrесоrārī /прекорари/ «просить, умолять». Древний корень слова рrесоrārī западные этимологи воссоздают как *prek-«мольба, просьба». Корень *prek- тот же, что и греческом προσευχῆ /просэвхи/ «молитва», и в английском pray /прэй/ «молить, молитва». Исконно ПРОСЬБА – это мольба, молитва, обращенная прежде к Богу, а затем и к людям ради Бога. От Матфея 7:7-8: «Просите, и вам воздастся; ищите, и найдёте. Стучите, и дверь отворится перед вами. Кто просит — получит; кто ищет — найдёт; и откроется дверь перед тем, кто стучится.
ТИШИНА
Происходит от прилагательного тихий, далее от праслав. *tiхъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. тихъ (др.-греч. γαληνός), русск., укр. тихий. Праслав. *tiхъ связано чередованием гласных с těха, těšiti (-те́ха, те́шить), вероятно, родственно лит. teisùs «справедливый», tiesà «правда», tiẽsti, tiesiù «направлять, выпрямлять», ìštisas «целый», др.-прусск. teisi «честь», teisingi «достойный», teisiskan «почтенность».
ЦЕЛЬ
происходит от тех же древних корней, что и ЦЕЛЫЙ: *kai- + *lъ- = *kailъ- «цельный, здоровый». В немецком языке от корневой основы *kailъ- произошло печально известное со времен второй мировой войны приветствие «хайль!» «да здравствует!». В английском к этой корневой основе восходит глагол heal /хил/ «исцелять», существительные health «здоровье» и хилер «целитель». В санскрите родственным слову ЦЕЛЬ является название священной горы, почитаемой на Тибете в Гималаях как «центр вселенной», «сердце мира» и «ось Земли», - कैलाश /кайлас/ и केलास /келааса/ «кристалл, небесная Твердь». Слово чело связано с первообразом «подниматься, устремляться вверх». Чело – это лицо, устремленное ввысь, к Небу.
ВЫ-
Происходит от праслав. формы, родств. укр. ви-, белор. вы-, чешск. vy-, польск. wy-, в.-луж. wu-. Родственно также готск. ūt, др.-исл. út «из», др.-в.-нем., ср.-в.-нем. u^ʒ «из», др.-инд. ud- «на, вверх, из», udgrīvas «подняв шею»
ПРЯМОЙ
Древний корень *per-, *pro-. В польском – prosty; в болгарском – право. В славянорусском - прямый, прѣмо (прямо) – «напротив, впереди». Прямъ «правильный, честный, простой». Родство с греч. πρόμος (промос) «передний, стоящий во главе». Устойчивые образования, как «прямодушие», «прямой человек» (в смысле –«простой», «правдивый»); «прямо так и скажи» (попросту скажи); «и впрямь» ( действительно, правда). «Сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне» (От Матфея, 21:2).
ПРАВО (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
от двух древнейших праязыковых корней *pro-/per- «перед», «сначала» и *bhwo-/* bheue «становиться», «возникать», «быть». Правота корнесловно означает «первобытное состояние», «порядок, возникший в первые дни творения», «первозданное устройство», «от начала сущее». Ближайшее однокоренное слово с тем же составом корней - первый. Такое же корнесловие и в латинском probare(пробарэ) «утверждать добро», «делать добрым».
ЧЕСТЬ
от древнего корня *kuei(t) «чтить, уважать», того же, что и в русских словах чтить, (с-/по-/у-) чет, (с-/по-) читать, честный; в санскритском चिन्तन /чинтана/ «спокойное мышление, дума».
ДОСТОЙНЫЙ
Общеслав. Суф. образование от достой «достоинство, сообразность» (в диалектах еще известно), производного от достояти «быть достойным». Буквально — «такой, какой следует, каким должен быть».
БОГ — Древний корень *bhag- «наделять, раздавать». В санскрите бхагават — «одаряющий, наделяющий». В. Даль: «Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель Вселенной». От бог произошло богатый — «наделенный, одаренный». В.Даль: «обильный, изобильный, избыточный, многий».
БОГ
ЦЕЛЬ происходит от тех же древних корней, что и ЦЕЛЫЙ: *kai- + *lъ- = *kailъ- «цельный, здоровый». В немецком языке от корневой основы *kailъ- произошло печально известное со времен второй мировой войны приветствие «хайль!» «да здравствует!». В английском к этой корневой основе восходит глагол heal /хил/ «исцелять», существительные health «здоровье» и хилер «целитель». В санскрите родственным слову ЦЕЛЬ является название священной горы, почитаемой на Тибете в Гималаях как «центр вселенной», «сердце мира» и «ось Земли», - कैलाश /кайлас/ и केलास /келааса/ «кристалл, небесная Твердь». Слово чело связано с первообразом «подниматься, устремляться вверх». Чело – это лицо, устремленное ввысь, к Небу.
ДОСТОЙНЫЙ - Общеслав. Суф. образование от достой «достоинство, сообразность» (в диалектах еще известно), производного от достояти «быть достойным». Буквально — «такой, какой следует, каким должен быть».
ЧЕСТЬ - от древнего корня *kuei(t) «чтить, уважать», того же, что и в русских словах чтить, (с-/по-/у-) чет, (с-/по-) читать, честный; в санскритском चिन्तन /чинтана/ «спокойное мышление, дума».
ПРАВО (СПРАВЕДЛИВОСТЬ) от двух древнейших праязыковых корней *pro-/per- «перед», «сначала» и *bhwo-/* bheue «становиться», «возникать», «быть». Правота корнесловно означает «первобытное состояние», «порядок, возникший в первые дни творения», «первозданное устройство», «от начала сущее». Ближайшее однокоренное слово с тем же составом корней - первый. Такое же корнесловие и в латинском probare(пробарэ) «утверждать добро», «делать добрым».
ЦЕЛЬ
ДОСТОЙНЫЙ
ЧЕСТЬ
ПРАВО
Древний корень *per-, *pro-. В польском – prosty; в болгарском – право. В славянорусском - прямый, прѣмо (прямо) – «напротив, впереди». Прямъ «правильный, честный, простой». Родство с греч. πρόμος (промос) «передний, стоящий во главе». Устойчивые образования, как «прямодушие», «прямой человек» (в смысле –«простой», «правдивый»); «прямо так и скажи» (попросту скажи); «и впрямь» ( действительно, правда). «Сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне» (От Матфея, 21:2).
ВЫ - Происходит от праслав. формы, родств. укр. ви-, белор. вы-, чешск. vy-, польск. wy-, в.-луж. wu-. Родственно также готск. ūt, др.-исл. út «из», др.-в.-нем., ср.-в.-нем. u^ʒ «из», др.-инд. ud- «на, вверх, из», udgrīvas «подняв шею»
ПРЯМОЙ
ВЫ
ТИШИНА
КОРЕНЬ – от древнего корня *kerъ- «резать, отсекать, рубить». Буквально, «часть растения, отсекаемая и остающаяся в почве при сборе урожая». Имя – тоже корень, только не плотский, а духовный. "Если начаток свят, то и целое; и если корень (ῥίζα «риза») свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня (ῥίζης «ризис») и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень (ῥίζα «риза») держишь, но корень (ῥίζα «риза») тебя» (Апостола Павла послание Римлянам, 11:14-18).
ТИШИНА - Происходит от прилагательного тихий, далее от праслав. *tiхъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. тихъ (др.-греч. γαληνός), русск., укр. тихий. Праслав. *tiхъ связано чередованием гласных с těха, těšiti (-те́ха, те́шить), вероятно, родственно лит. teisùs «справедливый», tiesà «правда», tiẽsti, tiesiù «направлять, выпрямлять», ìštisas «целый», др.-прусск. teisi «честь», teisingi «достойный», teisiskan «почтенность».
ДЕРЕВО – происходит от первокорня *deru-/*dreu- «быть крепким, цельным, устойчивым». В Священном писании слово дерево является одним из ключевых. С одной стороны, оно несет в себе образ райского благополучия, крепости и силы вечной жизни: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Книга Бытие, 2:9).
ЖИВОЙ (ранее ЖИВЫЙ, то есть ЖИВУЩИЙ) – от двух древних корней: 1) *gweie- «набирать жизненные соки»>« становиться способным жить» - тот же, что и в русском слове ГОИТИ (по Далю «говеть, жить, здравствовать, заставить жить» и 2) *wer- «гореть на огне, варить(ся)» - тот же, что и в русском слове ВАРИТЬ(ся). К первому корню восходят однокоренные с ЖИВОЙ слова жир, живица (смола), жизнь, жито, жить, живот.Близкородственным является слово жидкость, происходящее от корня *gwei-dh «слизь, жир».
Состояние тишины в сердце выпрямляет душу человека, возвращает к правильному, честному, и простому и открывает первозданное устройство мироздания (справедливость), которое душа учится чтить и читать, тем самым, учась воссоздавать путь к состоянию цельности, то есть свитию души с Богом.