от двух древних корней: приставочный вос-/воз- «вверх, из прошлого в настоящее» и основной –крес (греч. [тропи]) «животворный огонь». Кресити –«высекать огонь кресалом, кремнем». Креснути в древности означало «гореть, пылать огнем жизни». Воскресение представляет собой возврат угасшего (умершего) к горению новой жизни. Наглядное представление о воскресении – это Благода́тный ого́нь , или Свято́й Свет (греч. Ἅγιο Φῶς ), —Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. Призыв к Богу о воскресении, то есть пробуждении и воспламенении Святым Светом для наказния грешников и защиты праведников многократно звучит в Ветхозаветной Псалтири: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни (ἀνάστασιν ζωῆς анастасин зоис), а делавшие зло – в воскресение осуждения (ἀνάστασιν κρίσεως анастасин кризис)». (От Иоанна, 5: 28-29).
ИСТИНА
Корень тот же, что в стоять, стать - *sъt-. Одно из имен Божиих: «Глагола ему Иисус: аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною» (От Иоанна, гл.14, 6). «Яко закон Моисеем дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (От Иоанна, 1, 17).Старшее значение – «то, что есть», «то, что соответствует действительности», «нечто подлинное», «нечто настоящее». Производное От истый – «тот же самый», «действительный», «настоящий». В украинском языке истота – «существо», «сущность». Однокоренные слова: настоящий, состояние. Стоять в истине – значит быть не от мира сего – принадлежать в своих поступках и суждениях иному, существенному миру.
КРЕСТ
КРЕСТ –древний корень слова КРЕСТ - составной, восходящий к двум древнейшим корням: къ- «присоединение», *rъ- «резать, разделять» и *sъtъ «ставить, стоять». Двумя корнями къ- «присоединение» и *rъ- «резать, разделять» КРЕСТ связан с тем же первообразом, что и в словах кровь, корень, сердце (лат. кардиа): «соединение разделенного, средоточие». Третий корень *sъtъ «ставить, стоять» - тот же, что и в древнегреческом σταυρός /ставрос/ «крест». Восхождение Христа на Крест связано в Евангелии как с нисхождением благодатного Небесного Огня вечной жизни, так и с разделением людей на христиан и антихристиан, «пшеницу и солому".
ОГОНЬ
Огонь - одно из имен Бога в Ветхом Завете: Яхве – «рождающий огонь». Два рода огня: 1) святой огонь, освящающий плоть, не опаляя ее (символ любви). Дым от такого огня благоприятен. По-гречески его называют фимиам от θυμιάω [фимиао] — «жгу, порождаю дым, курю». 2) Огонь, пожирающий плоть и обращающий ее в пепел и пыль (символ страсти). Явления освящающего огня: « Явися же ему ангел Господень в пламени огненне из купины: и видит, яко купина горит огнем, купина же не сгораше» . (Исход, гл.3, 2-5)
ВЕРХ
ВЕРХ – древний праязыковой корень *uer- тот же, что в словах верить, вращаться, вервь (веревка). Однокоренные: вершина, совершать, совершенен. Понятие «верх» может обозначать не только местонахождение вещи в пространстве, но также и ориентир в направленности духовного устремления, движения "в гору" – «горе»: "Горе имеем сердца!" (Глава VIII. Канон Евхаристии). Движение вверх – свершение, возрастание: «Возрастайте в благодати» (2-е послание ап. Петра, 3;18). Значение словосочетания «одержать верх» - победить: осилить свои слабости, преодолеть с Божией помощью свои несовершенства: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14). Высшее призвание - быть совершенным «как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 48).
СВЕТ
СВЕТ – от древнего корня*kwei- «сиять». Другие однокоренные слова в русском языке цвет, просвещение. наши предки изначально различали два рода СВЕТА: невечерний немеркнущий свет, исходящий от источника (к примеру, Солнечный), и вечерний гаснущий, который отражается от поверхности вещей и блекнет, поскольку в нем нет силы источника. В славянских и в русском языке от корня *ḱwei – произошли слова *květъ /квят/ «цветок», ЦВЕТ и, главное, СВЯТОЙ. От начала Творения СВЕТ Слова Божия вечно светит во тьме, горя и не сгорая: Подобно Богу, святой или исполненный благодати Божией человек может своими изречениями пролить СВЕТ на те или иные вещи, ПРОСВЕТИТЬ других во Славу Божию. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просветилось (ἔλαμψεν /илампсен/ «стало излучать свет») лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми (в оригинале λευκὰ /левка/, корень *lewk- «излучающими»), как свет (φῶς /фос/)» (От Матфея, 17:1-2).
БОГ — Древний корень *bhag- «наделять, раздавать». В санскрите бхагават — «одаряющий, наделяющий». В. Даль: «Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель Вселенной». От бог произошло богатый — «наделенный, одаренный». В.Даль: «обильный, изобильный, избыточный, многий».
БОГ
ВОСКРЕСЕНИЕ от двух древних корней: приставочный вос-/воз- «вверх, из прошлого в настоящее» и основной –крес (греч. [тропи]) «животворный огонь». Кресити –«высекать огонь кресалом, кремнем». Креснути в древности означало «гореть, пылать огнем жизни». Воскресение представляет собой возврат угасшего (умершего) к горению новой жизни. Наглядное представление о воскресении – это Благода́тный ого́нь , или Свято́й Свет (греч. Ἅγιο Φῶς ), —Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа.
СВЕТ – от древнего корня*kwei- «сиять». Другие однокоренные слова в русском языке цвет, просвещение. наши предки изначально различали два рода СВЕТА: невечерний немеркнущий свет, исходящий от источника (к примеру, Солнечный), и вечерний гаснущий, который отражается от поверхности вещей и блекнет, поскольку в нем нет силы источника. В славянских и в русском языке от корня *ḱwei – произошли слова *květъ /квят/ «цветок», ЦВЕТ и, главное, СВЯТОЙ. От начала Творения СВЕТ Слова Божия вечно светит во тьме, горя и не сгорая: Подобно Богу, святой или исполненный благодати Божией человек может своими изречениями пролить СВЕТ на те или иные вещи, ПРОСВЕТИТЬ других во Славу Божию. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просветилось (ἔλαμψεν /илампсен/ «стало излучать свет») лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми (в оригинале λευκὰ /левка/, корень *lewk- «излучающими»), как свет (φῶς /фос/)» (От Матфея, 17:1-2).
ВЕРХ – древний праязыковой корень *uer- тот же, что в словах верить, вращаться, вервь (веревка). Однокоренные: вершина, совершать, совершенен. Понятие «верх» может обозначать не только местонахождение вещи в пространстве, но также и ориентир в направленности духовного устремления, движения "в гору" – «горе»: "Горе имеем сердца!" (Глава VIII. Канон Евхаристии). Движение вверх – свершение, возрастание: «Возрастайте в благодати» (2-е послание ап. Петра, 3;18). Значение словосочетания «одержать верх» - победить: осилить свои слабости, преодолеть с Божией помощью свои несовершенства, греховную природу естества. «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14). Высшее призвание - быть совершенным «как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 48).
ВОСКРЕСЕНИЕ
СВЕТ
ВЕРХ
ОГОНЬ - Того же корня, что санскритское Агни – имя идола огня и жертвоприношений. Особенно часто упоминается в Ригведе. Огонь - одно из имен Бога в Ветхом Завете: Яхве – «рождающий огонь». Два рода огня: 1) святой огонь, освящающий плоть, не опаляя ее (символ любви). Дым от такого огня благоприятен. По-гречески его называют фимиам от θυμιάω [фимиао] — «жгу, порождаю дым, курю». 2) Огонь, пожирающий плоть и обращающий ее в пепел и пыль (символ страсти). Явления освящающего огня: « Явися же ему ангел Господень в пламени огненне из купины: и видит, яко купина горит огнем, купина же не сгораше» . (Исход, гл.3, 2-5)
КРЕСТ –древний корень слова КРЕСТ - составной, восходящий к двум древнейшим корням: къ- «присоединение», *rъ- «резать, разделять» и *sъtъ «ставить, стоять». Двумя корнями къ- «присоединение» и *rъ- «резать, разделять» КРЕСТ связан с тем же первообразом, что и в словах кровь, корень, сердце (лат. кардиа): «соединение разделенного, средоточие». Третий корень *sъtъ «ставить, стоять» - тот же, что и в древнегреческом σταυρός /ставрос/ «крест». Восхождение Христа на Крест связано в Евангелии как с нисхождением благодатного Небесного Огня вечной жизни, так и с разделением людей на христиан и антихристиан, «пшеницу и солому»: "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (От Луки).
ОГОНЬ
КРЕСТ
ИСТИНА
КОРЕНЬ – от древнего корня *kerъ- «резать, отсекать, рубить». Буквально, «часть растения, отсекаемая и остающаяся в почве при сборе урожая». Имя – тоже корень, только не плотский, а духовный. "Если начаток свят, то и целое; и если корень (ῥίζα «риза») свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня (ῥίζης «ризис») и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень (ῥίζα «риза») держишь, но корень (ῥίζα «риза») тебя» (Апостола Павла послание Римлянам, 11:14-18).
ИСТИНА - Корень тот же, что в стоять, стать - *sъt-. Одно из имен Божиих: «Глагола ему Иисус: аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною» (От Иоанна, гл.14, 6). «Яко закон Моисеем дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (От Иоанна, 1, 17).Старшее значение – «то, что есть», «то, что соответствует действительности», «нечто подлинное», «нечто настоящее». Производное От истый – «тот же самый», «действительный», «настоящий». В украинском языке истота – «существо», «сущность». Однокоренные слова: настоящий, состояние. Стоять в истине – значит быть не от мира сего – пребывая в этом вещественном мире, принадлежать в своих поступках и суждениях иному, существенному миру.
ДЕРЕВО – происходит от первокорня *deru-/*dreu- «быть крепким, цельным, устойчивым». В Священном писании слово дерево является одним из ключевых. С одной стороны, оно несет в себе образ райского благополучия, крепости и силы вечной жизни: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Книга Бытие, 2:9).
ЖИВОЙ (ранее ЖИВЫЙ, то есть ЖИВУЩИЙ) – от двух древних корней: 1) *gweie- «набирать жизненные соки»>« становиться способным жить» - тот же, что и в русском слове ГОИТИ (по Далю «говеть, жить, здравствовать, заставить жить» и 2) *wer- «гореть на огне, варить(ся)» - тот же, что и в русском слове ВАРИТЬ(ся). К первому корню восходят однокоренные с ЖИВОЙ слова жир, живица (смола), жизнь, жито, жить, живот.Близкородственным является слово жидкость, происходящее от корня *gwei-dh «слизь, жир».
Состояние воскресения в сердце соединяет душу с крестной жертвой Христа и с Богом. На вершине духа душа освящается животворным неопалимом огнем Жизни, тем самым, просвещается светом Истины, что возвращает ее в подлинное, настоящее.