- Шопенгауэр написал книгу
«Мир как воля и представление». Во время ее написания, как утверждается, он был одержим написать ее требованием откуда-то сверху. До и после написания человек он был довольно слабовольный, но в процессе написания книги воля шла через него.
- Воля позволяет делать что-то, что выше и больше, чем ты сам? - Да. Для этого нужно открыться этому, но сначала убрать свое «Я».
- Вы имеете в виду эгоизм?
- Да, вплоть до полного отказа.
- Уточню, то есть и свое личностное начало нужно убрать - самость? - Нет, вот самость как раз остается, но нужно очистить себя до нее самой. Обычно волей называют самообладание. Волевой человек – тот, который может справиться с трудностями и пережить боль. Но воля – божественная, нечеловеческая. Воле нужно открыться. Одно дело воспитать самообладание, это можно сделать тренировками и самодисциплиной, а с волей можно либо взаимодействовать, либо нет.
Самообладание и самоопределенность позволяет эту энергию удержать, спроецировать ее в нужное русло и как-то с ней работать.
- Как вы думаете, что современному человеку мешает быть свободным и волевым, принимать свободу воли как часть своей жизни. - Мир информации, в отличие от мира знаний, принципиально отрицает идею целого. Я работал с программистами, для них ничего не нужно проектировать как целое, нужно всего лишь продвинуться во многих частностей, чтобы сложить агрегат и устройство. Но смысл – это всегда стремление, отношение к целому.
- Если брать украинскую идентичность в целом, то какой вызов для нее сегодня существует? - Нужна воля к будущему, а не ориентация на прошлое.
- А к воле к будущему можно прийти через переосмысление прошлого? - Нет. Сначала делается будущее, которое лишь потом соединяется с прошлым. Из прошлого будущее в принципе не проистекает. Прошлое формирует твою способность к прыжку, но не содержание. Взять, например, концепцию Возрождения, ведь она строилась вопреки всем трендам Средневековья. Она не проистекала из него. Будущее – это то, что не похоже на прошлое. А в концепции линейного времени будущее – то, что обязательно находится впереди настоящего, как его продолжение. Поэтому я всегда говорю про Иное, а не про будущее.