И вот, помните, Мите Карамазову, после того, как его арестовали, снится сон. Он видит пустое село, несчастных погорельцев и женщину, чёрную, иссохшую, которая стоит и держит на руках своего младенца. Ей нечем его кормить. Дитё у нее на руках заходится в плаче. Митей, который видит этот сон, овладевает необычное, удивительное чувство - он понимает, что нельзя, чтобы это продолжалось, что сию же минуту нужно сделать что-то такое, чтобы не плакало дитё, чтобы не страдала мать, и чтобы никогда больше не было слёз ни у кого на земле. Сделать это немедленно, сейчас же и - сказано в романе – «со всем безудержем карамазовским». Представим себе – ведь от такого чувства можно и спиться, можно и в революцию пойти. Предполагал же Достоевский, что Алеша Карамазов, этот кроткий монашек и мистик, впоследствии станет революционером, и его казнят за то, что он выберет этот путь. Авторы знаменитого сборника «Вехи», который рассматривают как самокритику русской интеллигенции, очень жестко пишут об этосе жалости, имея в виду именно амбивалентность этого чувства. То, что оно может толкать человека на разные пути.
- Да, это развилка.
- Бердяев, один из авторов «Вех», тоже жёстко развенчивал жалость. Но вот проходит несколько десятилетий, и тот же Бердяев, уже зрелый философ, пишет о том, что жалость как таковая – «самое сильное доказательство принадлежности человека к другому миру». И что у человека, может быть, нет более высоких чувств, чем жалость. Но все равно риск жалости в том, что она может толкнуть, как говорит Бердяев, на отвержение Бога и человека. Вот такая амбивалентность в этом чувстве заложена.