«Отчужденный, но непокоренный», - коротко можно описать любого гения.
Непонятый обществом, он творит собственный мир до тех пор, пока однажды не преподнесет его обществу как дар.
Однако общество видит уже готовый продукт, не задумываясь о том, какие усилия были приложены его творцом ради создания собственного творения.
А усилия колоссальные...
Почувствовать само состояние творения нечто совершенно нового и непривычного поможет нам понимание слова «отчуждение».
В современном его значении оно сохранило лишь часть смысла, и он связан с понятием «чужой». Но это лишь одна грань, видимая обществу.
Отчуждение действительно странно для социума. И не имеет смысла.
Но только не для творца!
Творец не просто убегает от социума, а пытается вернуться к его началу, к точке отправления.
Префикс «от» именно это и означает: «назад, исход, возврат, начало движения».
Чтобы понять цели такого необычного путешествия, постараемся проследить этапы рождения в человеке творца.
***
Однажды увидев несовершенство мира социума, еще-не-творец, вооруживший знаниями и терпением, отправляется на поиски лекарства, способного излечить и исправить наделанные человечеством ошибки.
Шаг за шагом, стремясь найти развилку, которая определила путь, приведший мир к существующим несовершенствам, он не замечает, что погружаясь все глубже в пучины многовековой мысли, он все дальше отходит от привычных социальных норм. Ведь ему открывается сложный мир в его исторической перспективе.
И чем дальше, тем больше крепнет в нем понимание, что помимо мира социального есть еще один мир, в котором добро и зло еще не оформились, где все еще только зарождается...
В этом другом мире, подобно лаве, извергаются мысли гениев, и застывая, являют себя в социуме как формы жизни.
Превращаясь в орудия и средства достижения человеком своих целей, в мире социума они становятся лишь тенями идей, неживой копией первоначального замысла, умерщвленного желанием человека из мира социума все контролировать и систематизировать.
Для творца открывается панорама, в котором из мира изначальности вырастают социальные миры в разных обличьях. В самом же призрачном мире форм не существует. Лишь чистые идеи, смысл которых оживает при созерцании. Только так можно «потрогать» их бесценную красоту.
В тот момент, когда творец, наконец, понимает, что единственным способом явить идеи в мир социума - это их запечатлевать в творении. Обернувшись, чтобы рассказать обществу о своем открытии, он с удивлением обнаруживает, что мир социума, ради которого он отправился в такие неведомые дали, все меньше его понимает.
Невдомек обществу, что творец рискнул всем ради рождения блага этого самого социума.
Но и творцу невдомек, что рождение нового блага имеет свою цену.
И цена эта - отчуждение от социума.
Это цена входа в мир изначальности. Поскольку только там, в мире вечной незавершенности и чистоты, он способен найти ответ на мучавший его вопрос - что не так с этим явленным миром? Только так, полностью отрешивших от привычных форм, он может увидеть суть во всей ее чистоте и полноте.
Лишь смирившись с отчуждением от социальных норм, творцу открывается чудо - призрачный мир раскрывает свои объятия и теперь он может не только созерцать, но и творить идеи.
(Этимологически морфемы чужд/чуд связаны с «чудом»).
Отчуждение было для него испытанием.
Вот, наконец, он пришел к месту назначения, вернулся к истокам, туда, где берут начало чудеса, где не виден горизонт бесконечно рождаемых идей, где свобода не замутнена правилами, где высшим наслаждением является творение миров.
Новый мир, рождаемый в воображении творца, становится исходником чуда.
Беда в том, что видит его только он.
Позднее, он покинет мир изначальности, поскольку найдет искомый ответ. Вот только теперь ему предстоит новое испытание - вернуться в социум.
Однажды, создав этот мир чуда внутри себя, творец рискнет его великолепием, чтобы преподнести его как свой дар обществу. Зная наперед, что идеи, явленные в мир форм, все равно будут лишь блеклой копией того, что неописуемо, того, что невообразимо и того, что так сложно рассказать тому, кто не пережил того, что он - отчуждения, то есть возврата к истокам. Возврата к чуду.
Но мысль о том, чтобы подарить обществу то, что невозможно оживить в форме, но то, что позволит сохранить хотя бы частичку красоты жизни в содержании, будет искать выхода. Чтобы однажды воплотиться
И застыть..