С этого мне кажется, можно начать, потому что сегодняшняя ситуация связана, на мой взгляд, не только с пандемией коронавируса. Как по мне, она лишь следствие. Все противоречия в политической сфере по всему миру создают ощущение, что судный день начался. Но! Поскольку мы теперь живем в мире атеистическом, и многие люди верят в науку, нежели в божественные силы, то произошла утрата этого феноменологического ощущения Судного дня. Сегодня действительно создается ощущение, что в самые темные времена, когда все противоречиво, непонятно, не на что надеяться, не во что верить, как в политическом, так и в физиологическом смысле, оказавшись в одной и той же ситуации, разные люди поступают по-разному. Как у Арендт «худшие утрачивают страх, а лучшие – надежду». Как вы думаете, с чем это может быть связано?
- Это действительно очень сильный тезис. По крайней мере, как мне кажется, он очень неплохо описывает ситуацию восточно-европейских обществ. Если взять нашу страну, то фактически потеря страха была связана с очень важным процессом демократизации и свободы. Свобода ведь может быть связана не столько с надеждой, сколько с утратой страха. И вряд ли это хуже. Это важный аспект. Если вы не боитесь, то вы готовы дерзать, начинать новое, что для Арендт и для меня, на самом деле, является проявлением человечности. Быть свободным, значит реализовывать себя и начинать нечто сначала.
Но когда мы выходим в пограничные состояния войны, эпидемии, а в это пограничное состояние Восточная Европа уже вошла прочно в 2008 году, когда войны чередуются каждые 5 лет, то оказалось, что это бесстрашие ведет еще и к другому - не только к свободе, но и к негативной радости. Этот феномен тоже связан с бесстрашием. Если мы посмотрим, во что превращается общество сегодня, то это кликушество, коллективные стайные охоты на тех, кто не согласен, связано и с тем, что нет страха, как ограничителя в худших наших поступках. Ведь здесь, наверно, и рождается безответственность.
Ответственность, как мы сегодня видим, все равно связана с каким-то страхом. Я не хотел бы быть адвокатом страха, но кажется, что от него никуда не деться. Безграничность, неограниченность, готовность все обнулять, как в России происходит, это тоже, как мне кажется, двойной эффект от бесстрашия. От отсутствия страха или когда его нет, конечно, больше свободы, но и больше угрозы спокойствию, разуму, прогрессу.