Главное в любви, как писал Платон в «Пире», – это желание зарождать новую жизнь вместе с тем, кого любишь. Если ты по-настоящему любишь язык, тебе хочется не просто изучать его, но производить с ним и от него новые слова, лексические и грамматические инновации. Твоя мысль, входя в чужой текст, создает нечто новое. Если нет этого вдохновения чужим текстом, желания построить новые уровни знаков на его основе, тогда не имеет смысла им заниматься. Можно, конечно, в педагогических целях критиковать писателя, если он неуч или только в начале пути, но мне ближе такое понятие, как
празднование,
селебрация (celebration) текста. Деконструкция, на мой взгляд, хороша лишь как предисловие к конструкции, когда ты показываешь, в чем текст умнее самого автора; но если он умнее автора, то давай, пользуйся этим умом, создавай нечто новое в содружестве с этим текстом.
- Не разрушая, а созидая из текста… - Да, созидая. При этом важнейший момент мышления – проблематизация текста (идеи, концепции), ведущая к новому синтезу элементов, возникших в результате его анализа. Скажем,
«алмазное правило» в этике ("поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других людей" -
ред) синтезировалось после проблематизации
«золотого правила» ("не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили". – ред)
. Или, скажем, в новом понятии
инфиниции проблематизируется устоявшееся понятие
дефиниции (определения). Инфиниция демонстрирует неопределимость того, что она определяет. Во многих теологических текстах мы встречаем примеры не дефиниций, а инфиниций, определяющих предмет через невозможность его определения. Например, понятие
дао в даосизме. Или
Бог в апофатической теологии. Переход к синтезу через проблематизацию – тот же самый вопрос, о котором я говорил вначале: «Почему не иначе?» Аналитизм может перейти в новую процедуру синтеза, создающего новые понятия, дисциплины, мировоззрения (об этом подробней в моей недавней статье "
От анализа к синтезу. О призвании философии в XXI веке").
- А как такая созидательная проблематизации сочетается с современным научно-техническим развитием? - Если традиционная технология улучшала мир, например, изобретала, как лучше добраться из пункта «
А» в пункт «
Б», какие транспортные средства использовать, то современная техника выходит на квантовые уровни, которые меняют сами основания бытия. Поскольку философия мыслит мир как целое, она приходит к союзу с современной технологией: обе ставят под сомнение основные параметры существующего, проблематизируют его.