- Представим, что человек научился видеть в другом – Другого. Каков был бы мир, если бы мир каждого человека состоял из общения с Другим с большой буквы.
- Наш мир из этого общения по преимуществу и состоит, поэтому он, как говорил Андрей Платонов, такой прекрасный и яростный. Можно добавить, что мир исполнен трагических несовместимостей, через которые, как мы видим, и прокладывает себе путь захватывающая дух полнота совместной жизни. Сам феномен встречи с Другим экзистенциально противоречив, ведь, с одной стороны, мы не можем обрести себя без Других. У каждого в жизненном опыте, наверно, есть такой момент встречи с Другим, который переворачивает или заново открывает для нас наше собственное существование. Мы можем вести «отсчет себя» с момента подобной встречи. То есть без Другого мы обойтись не можем. С другой же стороны, эта встреча может оказаться для нас и катастрофичной.
Вы знаете, у немецкого экзистенциального мыслителя Отто Больнова есть эссе под названием «Встреча». В нем он пишет, что встреча отличается от повседневного контакта между людьми, от вошедших в привычку форм совместного функционирования или делового общения тем, что встреча изменяет, преобразует тех, кто встречается. Причем, преобразует так, что сам человек не может этого предвидеть до момента встречи. Поэтому иногда, действительно, очень важно, чтобы ты как бы положил себе не изменяться, остаться собой, сохранить верность себе и другим во время той встречи, последствий которой ты опасаешься. Да, иногда важно предохранить себя от подобных встреч. Отсюда важный экзистенциальный показатель – готовность человека к встрече. У прекрасного русского новеллиста Юрия Казакова есть такой рассказ, «Вон собака бежит». Два человека, мужчина и женщина, едут в автобусе в далекую туристическую поездку. Между ними завязывается разговор, который может перерасти для обоих в настоящую человеческую встречу. Выясняется, однако, что кто-то из них, то ли мужчина, то ли женщина, оказывается не готов к этой встрече, внутренне не настроен на неё. И рассказ о том, как возможность, перспектива встречи вдруг сокращается до банального разговора о том, что они видят за окном: вон, мол, пробежала собака… Подлинная встреча – действительно жизненное событие, о котором заранее нельзя сказать, будет ли оно благодетельно или катастрофично, но можно с уверенностью утверждать, что обойтись без встреч человек не может. Встреча размыкает замкнутую на себе систему человеческого «эго». Встреча создает человека, в этом смысле она необратима. И повторюсь: встреча способна изменить нас так, как мы сами предвидеть бы не смогли.
- Когда я читала вашу книгу, то обратила внимание, что вы используете такие слова, стилистика, и смысловое наполнение которых очень характерны, мне кажется, для вашего способа мышления и чувствования. Я записала несколько таких слов: «трепетать», «укротить», «духовно превзойти», «погружение», «восприимчивость», «перетекание». Каждое из этих слов не констатация чего-то, а всегда некая процессуальность. Слова постоянно находятся в движении. Сами глаголы как будто на границах чего-то. У меня создался такой образ, что это очень похоже на - выход на порог. Встреча с другим происходит на пороге, на этом вот «между», где вроде бы была граница и ты ее вроде перешел, но ты еще не внутри и не снаружи, а между. Встреча с Другим – это как будто постоянное состояние «между», где ты уже - не «ты», но и не «другой». Эдакое вечное перетекание. Перетекание является для вас таким способом описать то, что невозможно зафиксировать?
Хочу сказать, что по своему душевному устройству я ведь из младших шестидесятников. Фундаментальным ощущением жизни для меня было чувство влекущей трепетности бытия. Начиная с 5–6 класса, я очень любил куда-то далеко ходить, гулять, забредать в неведомые концы родного города, думать о чем-то не насущном, необязательном. Идёшь – и открываешь вдруг для себя, что движешься по какой-то странной улице, которая неведомо где пролегает и неизвестно, существует ли вообще - тем не менее, ты по ней идешь. Она невозможна, несказуема, но она есть. Это тебе удостоверяет твое существование: кто-то существует, потому что мыслит, кто-то, согласно Вл. Соловьёву, потому что испытывает стыд, а ты вот - потому что идешь по этой улице. Или ещё пример. В спектре есть, как известно, 7 основных цветов, в последовательность которых можно вписать любой оттенок цвета. А ты понимаешь вдруг, что перед тобой совершенно другой цвет, который существует независимо от спектра. И это цвет твоего существования. И ничего не поделаешь. Ты существуешь в этом цвете, хотя о нем ничего сказать нельзя. Или вот как описать вечереющее небо или какой-нибудь неуловимый запах, которого через мгновение не будет? Это ощущение ускользающей, трепетной, неуловимой полноты существования – для меня навсегда стало важной жизненной задачей его сберечь. Нередко можно слышать об оттепели, весне 60-х. Это не просто фигуральные выражения: перед нами действительно открывались жизненные просторы, которые прежде были недоступны. Нам очень хотелось путешествовать, открывать для себя что-то новое, что раньше было под запретом. И где мог, кстати, появиться этот самый Другой.