Что и говорить – это острое, режущее, вязкое чувство знакомо, наверное, многим людям, которые пережили то время. При этом оно не исключало и ощущения сопричастности, родственной связи с тем укладом жизни, в котором мы все выросли. Но тем стыднее, тем мучительнее это было - и, разумеется, такой опыт не мог пройти бесследно.
- Мне кажется, ваш советский опыт стыда может быть подсказкой для понимания стыда современным человеком. Если возможно, расскажите подробнее, о своем опыте стыда. Как вы его описываете для себя?
- Трудно говорить о таких вещах… Признаться, опыт стыда в то время для меня как-то двоился. С одной стороны, да, было стыдно и за свою страну, и вообще за тот мир, в котором ты вырос, с которым ты неразрывно связан. Впоследствии, в 80-е, 90-е годы и позже, я не мог не задавать себе вопрос, опять-таки как многие люди моего поколения: а что же это я на все смотрел и не протестовал, терпел, как-то приспосабливался к той среде и реалиям, которые вызывали у меня чувство стыда. Признаюсь честно, для меня тогда всё перевешивал настрой, в котором я вырос и которым дорожил – настрой на позитивное восприятие жизни. Мне хотелось радоваться миру, в котором живу. Я воспринимал его как весну, наконец наступившую после долгой, суровой, затяжной зимы, после нестойкой и неверной оттепели. Прекрасный мир раскрывается во все концы, хотелось не отвергать и не разрушать его, а что-то в нем создавать, совершенствовать. И потом, я как человек своей профессии и своего призвания понимал, что лично мое противостояние всем мерзостям тогдашней жизни может и должно проходить в какой-то другой плоскости. Я остро ощущал обязанность выявлять и осмысливать те светлые, глубокие и трепетные стороны человеческого бытия, которые выводят личность за рамки любого внешнего контроля и тоталитарных клише. И видел в этом свое призвание, какая бы, извините, идеологическая погода не стояла на дворе.
Но за что я действительно имею основания себя винить – это за то, что до поры до времени ощущал себя в некоем «спасительном» отдалении от реалий политического среза жизни, игнорировал пугающую близость щупалец властного произвола и насилия. Мне казалось, будто я нахожусь за какой-то стеной, отделяющей меня от всего этого. Но на деле стены-то ведь не было. Так что, думая о тех годах, я не могу не стыдиться каких-то моментов соучастия в том, в чем участвовать вовсе не хотелось. Вместе с тем, если бы мне сегодня пришлось заново выбирать свой жизненный путь, то, наверно, в общем и целом я выбрал бы тот, каким собственно и шел. То есть у меня есть опыт личного стыда, есть то, чего я должен был стыдиться и стыдился. И стыжусь. Сейчас приходится возвращаться к размышлениям о стыде, хотя одно время мне казалось, что социальная острота этого переживания, прежде всего, связана с прошедшей эпохой. Оказалось, не совсем…
- Сегодняшнее восприятие стыда для вас отличается от советского опыта?
- Знаете, когда-то я написал учебник этики, читал курс этики в разных украинских университетах, видел разных студентов, чувствовал их настроения - и мне сейчас бесконечно больно наблюдать половодье ненависти, фанатизма, национального зазнайства, захлестнувшее многих из них, как и некоторых других наших соотечественников.Больно видеть человеческие страдания, торжествующую неправду, видеть, как распадаются семьи, как родные, в сущности, люди ополчаются друг против друга, как возводятся средневековые стены между странами и людьми, как подымаются позорные вопросы, кто кому больше должен за столетия совместно прожитой жизни. Да, мне не только больно, но и стыдно все это наблюдать, ведь я же тех ребят учил – значит, я причастен…. Хотя и обнадёживающие попытки – так сказать, назло надменному соседу – устроить, наконец, жизнь по-человечески я тоже вижу. И стыдно мне, что в эту годину испытаний я не могу быть рядом со своими студентами – не могу… Что может помочь всем нам, пусть постепенно, шаг за шагом, выбираться, выкарабкиваться из нынешней нашей общей беды, общего затмения? Основное, думаю – это наше человеческое, поверх любых институциональных барьеров, общение, наша направленность друг к другу, солидарность на основе открытых всем и приемлемых для всех позитивных ценностей человеческого бытия.
- Стыд действительно болезненное и жесткое чувство, но при этом и не такое страшное, как кажется, когда его испытываешь. Мне понравилось, как вы пишете, что «страна стыда только тогда по-настоящему раскрывается перед нами, когда мы перестаем полагать, что только нам, живущим в окружении бесстыдных врагов, доступен подлинный стыд, и начинаем восхищаться и любоваться проявления стыдливости у других людей». Вы пишете, что такой взгляд на стыд способен преображать нас. Правильно ли я понимаю, что выход за пределы собственного стыда меняет восприятие этого чувства и показывает, что в нем нет ничего предосудительного, что наличие его у людей показывает его положительную сторону. И этот взгляд, как бы со стороны на проявление стыда вообще, действительно может преображать нас.
- Всегда небесполезно заглянуть за рамки своего мира, своей культуры и посмотреть на то, как вроде бы знакомые нам чувства переживают другие люди, представители других культур, которые нас окружают. Я писал в упомянутой Вами статье о различии западноевропейского и восточнославянского, в особенности русского переживания стыда.