В 1-м выпуске будут исследованы примеры программной музыки. Вы узнаете о том, как Антонио Вивальди в знаменитых скрипичных концертах «Времена года» показал осенний праздник урожая и продемонстрировал, как труд созидания может приносить радость, как в музыке можно передать ощущение стука зубов от холода, а зима, закручиваясь в танце, создавать тепло и уют. Исследуя сюиту Мориса Равеля «Моя матушка-Гусыня», вы услышите, как в пьесе «Красавица и чудовище» неповоротливое, но влюбленное в прекрасную даму чудовище превращается в чудесного принца, и каким образом через скольжение и слияние две противоположные (мужская и женская) партии могут преображать друг друга. Вслушиваясь в увертюру Бетховена «Эгмонт», созданную композитором для одноименной трагедии Гете, вы увидите драму страдающей души, которая стремится освободиться от жестокого гнета и через смерть обретает освобождение и новую жизнь. |
Во 2-м выпуске вы узнаете, как в классической музыке находят отражение две философские концепции истины: статичная, пребывающая (фуга) и процессуальная, находящаяся в становлении (соната). Божественное (неизменное) и человеческое (динамичное) начала в музыке можно связать с теоцентризмом средневековья и антропоцентризмом эпохи Возрождения. Исследуя созерцательную музыку ренессансного композитора Кристобаля де Моралеса, вы узнаете, как, осуществляясь в пребывающей невесомости, музыка может создавать ощущение умиротворения и подлинного присутствия в Боге. Вслушиваясь в отголоски впечатлений от полифонической (двухголосие и трехголосие) музыки Иоганна Себастьяна Баха, вы поймете, как наше слово отзывается в другом человеке, что такое диалог, когда нет главного/побочного, а все участники равны, как один окликает Другого во взаимности, создавая гармонию общения, - не в борьбе, а в прислушивании, дополняющем участии. Проживая внутри себя сонату Вольфганга Амадея Моцарта, вы узнаете, как появление мажора и минора в классической музыке может создавать не только музыку борьбы противоречий, но и музыку воздушных танцев, прыгающую на носочках, перебирающую варианты, и в этом движении порождающую жизнь в становящемся действии. |
В 3-м выпуске рассмотрим примеры вариаций в музыке. Вариации как музыкальная форма, представляющая собой глубинную связь между выраженным в произведении смыслом целого, и частями, через повторение и различения созидающие впечатление музыкальной ткани с узорами и переплетениями, отражают дух времени эпохи и помогают увидеть, как по-разному связь целого и разнообразного присутствовала в жизни людей. Вслушиваясь в исполнение романтических вариаций виртуоза-скрипача Никколо Паганини, вы узнаете, как в музыке может отражаться многообразие душевных настроений композитора. Исследуя выверенные, аристократические движения классических вариаций Баха, вы поймете, как в человеке достигается взаимосвязь разума и сердца. Разбирая вариации представителя венского классицизма Моцарта, вы сможете представить танец играющей души. Проживая оркестровую музыку композитора XX века Бенджамина Бриттена, вы узнаете, как важна связь частей и целого в созидании гармоничного музыкального полотна оркестра. На примере поэтического наследия Александра Пушкина вы также узнаете, как одна тема, преломляясь в разных возрастах великого поэта, порождала новые смыслы и тем самым поймете, что формат вариаций есть отражение жизни как становления человеческой души. |
В 4-м выпуске подробнее исследуем примеры эпохи романтизма в классической музыке. Появление романтизма обозначило новый поворот в европейской культуре - стремление от унифицированности рационального обратиться к уникальной неповторимости человеческой личности, желанию выразить все многообразие душевного простора. Так вечная дихотомия разума и сердца проявила новую концепцию жизни - человека как меры всех вещей. В музыке Бернхарда Хенрика Круселля, своим творчеством создавшего мостик от рациональной выверенности классицизма к романтической индивидуальности, вы почувствуете, как в музыке созидается представление жизни как пути, странничества по простору. Исследуя музыку Франца Шуберта, вы узнаете, как в вальсирующем танце достигается радость и изумление. Проживая созерцательную музыку Фредерика Шопена, вы поймете, как танцевальная мазурка может становиться портретом души и рождать ощущения задумчивости и уединения. Разбирая импульсивную, закручивающуюся в восходящем потоке музыку Роберта Шумана, вы услышите, как создается, накатывается в душе впечатление от музыки как проживания жизни морской стихии. |
В 5-м выпуске исследуем примеры классической музыки XX века. В XX веке меняется само построение музыкальной ткани. Европейская классическая музыка, в своем становлении постепенно шедшая от средневековой полифонической церковной музыки, от фуги к сонате, через многообразие музыки, построенной на двух противоположных началах - мажоре и миноре, подошла к логическому рубежу, попытке слияния в новое единство. Этот переход ознаменовал появление атональной музыки, построенной на полутонах, и целотоновой музыки (на целых тонах). В то же время в XX веке по особому зазвучала тоска по классическому наследию. Вслушаемся внимательнее, как сосуществовали эти тенденции в музыке. Разбирая атональную музыку Антона Веберна и Арнольда Шёнберга, вы узнаете, как в музыке достигается ощущение тревожного ожидания, саспенса бытия/небытия. Проживая музыку Клода Дебюсси, вы поймете, как может человек свидетельствовать о жизни природы, предстоя перед ее веяниями. Исследуя музыку ныне живущего композитора Валентина Сильвестрова, вы услышите, как в музыке современного автора отражается сердцевина искусства Моцарта и как Время становится полноправным участником музыкальной ткани. Вслушиваясь в оркестровую музыку Игоря Стравинского, вы узнаете, как взгляд в прошлое возвращает человека к своим истокам, преображая в пути, тем самым, в творческом синтезе прошлого и настоящего, помогая воплотить новый оригинальный взгляд на жизнь. |