Рембрандт создает это отношение взглядов на картине, искру, ощущаемую нами, если мы попытаемся представить то, что скрывается в глубине души ученика и Христа. Фома, в растерянности, удивлении вглядывающийся в глаза своего учителя, переживает мгновение нравственного выбора. В этом мгновении одновременно сосуществуют человеческая свобода, трепетная, божественная любовь к человеку, принятие Христом любого его выбора, и драма, разыгрывающаяся в душе того, кто не знает, не верит, но хочет знать или уверовать. Слова Христа «блаженны не видевшие и уверовавшие» дана как также подсказка того, что «видеть», то есть умом познать, а «уверовать», то есть услышать, узнать сердцем – это два разных способа предстояния чуду.
Чуткость Рембрандта как свидетеля, представляющего нам событие воскресения Христа для Фомы, являет собой приглашение для апостолов - учеников к нравственному преображению - уверованию в небывалое не через разум, а сердцем, а чуткость Рембрандта как творца-художника приглашает смотрящего преобразиться вместе с героями.
Мастерство Рембрандта как художника и чуткость Рембрандта как человека вместе созидают совершенно иной способ передачи явления предстояния чуду - не с помощью рациональной фактичности, а с помощью зрительного переживания чувственных перипетий, происходящих в душе героев на картине. Это другой способ смотрения, настроенный на то, чтобы разум смог услышать шепот мыслей, а сердце - увидеть нравственные оттенки и переливы предстоящих друг другу персонажей. В этом гениальность Рембрандта. Переворачивая основы постижения-узнавания человеком окружающего мира, в своем творчестве он демонстрирует возможности человека, а не его данность, человека, не застывшего в своем акте действия, длящегося, находящегося в непрерывном внутреннем движении и преображении.
Изображая мгновение растерянности перед возможным действием Фомы, Рембрандт словно дает подсказку своим современникам и потомкам, что самый главный миг – не само действие апостола, а то, что предваряет его, то чувство и нравственный перелив, который человек выбирает, чтобы воплотить через него последующее действо. Выберет ли он неверие и знание, и тем самым не заметит всю хрупкость и чуткость, проявленную по отношению к нему со стороны Христа, или предпочтет лишь легкое прикосновение, в котором будет столько же нежности и тепла, сколько ощутил он сам во взгляде воскресшего. Это мгновение выбора лишь кажущееся мимолетным, заключает в себе всю драму человеческой натуры, всю сложность душевных мук, которые человек способен переживать в момент нравственного преображения. Рембрандт оживляет этот момент, вынося на свет всю текучесть и непрерывность созидания человеческих выборов, всю внутреннюю борьбу, что происходит в душе, прежде чем человек совершает даже самый, казалось бы, простой жест – касание рукой Другого.