Героем 1-го выпуска станет скрипка, пожалуй, самый известный музыкальный инструмент из семейства струнных смычковых. Тембр скрипки напоминает тоску души по единению с чистотой и невинностью. Стремясь исцелиться от вызывающего страдание в душе «скрипа», скрипка оттачивает и словно соскребает тяжесть, мешающую испытать душе легкость. Так и душа, в напряжении натянутых струн, через боль поднимаясь вверх, к собственной тонкости, тянется к вершине духа, чтобы там, наверху, в пространстве воздушной невесомости, соединиться с ним и, наконец, ощутить радость от парения, и в творческом восхищении породить самый удивительный звук, который доступен скрипке, - чудесный соловьиный щебет. Из выпуска вы узнаете, что такое тембр, как окраска звука создает свое, особенное место для творческого созидания звука, и как в унисоне достигается согласие. Вслушиваясь в сонату Иоганна Себастьяна Баха для скрипки соло, вы увидите, как в музыке воплощается мировоззрение композитора, считающего, что истинная и последняя цель музыки - служение Славе Божьей, а также почувствуете, как страдает душа, и в этом тянущемся страдании, сплетаясь с духом, иногда соскальзывает вниз, но снова возвышается, чтобы рождать на высоких тонах исцеляющий чистый звук. Прислушиваясь к виртуозному романтику Николо Паганини, вы поймете, как в музыке воплощается личность и желание самовыражения, и как в этом случае работа по «соскабливанию» тяжести с души может превращаться в самоцель и без стремления к возвышающему духу, замыкаться в себе, создавая безвоздушную мастерскую. Исследуя музыку Сергея Прокофьева для скрипки соло, вы получите внутренний опыт того, как звучание скрипки может создавать диалог души, творчества и духа, и как через очищение душа возносится вверх, творя и облагораживая путь наверх, созерцает содеянное, и в радостном порыве наслаждается плодами творчества. Разбирая скрипичный дуэт Генрика Венявского, вы увидите, как играючи одна скрипка стремится вверх, очищаясь через оттачивание, а вторая поет, тем самым демонстрируя, что и душа может петь, не забывая при этом про внутреннее очищение и восхождение. Проживая внутри себя музыкальный дуэт Вольфганга Амадея Моцарта для скрипки и альта, вы испытаете, как тембр скрипки, играючи создает целый творческий мир на вершине, где переплетаясь в вихре, встречаются легкая душа и дух, и закручиваясь в соловьиных танцах, вместе бережно обустраивают создаваемое пространство. |
Героем 2-го выпуска станет альт. В отличие от скрипки, его тембр напоминает более глубокое, зрелое чувство, культурно облагороженное заботливой душой. Также с трудом поднимаясь к собственной вершине, звук альта уже не схож с естественной болью скрипки, а культивирует и взращивает новое, рожденное на глубине чувство, утонченное и благородное. В выпуске вы узнаете о том, почему альт более философский инструмент, чем отличается музыка отдыха и почему музыкальный успех композитора для современников совсем не значит обретение собеседников в следующих поколениях. Исследуя фантазию для альта соло Георга Телемана, вы увидите, как искаженное благородство души может превращаться в аристократизм и выдержанность, которая готова довольствоваться причудливостью форм, но при этом непременно терять в возвышенности и искренности. Вслушиваясь в музыку для альта соло Анри Вьётана, вы увидите, как альт аккуратно очищает и собирает душу воедино, взращивая иную, более глубокую чувствительность, облагороженную заботой и поддержкой. Проживая внутри себя пьесу для альта и гитары Астора Пьяццолла, вы почувствуете, как внутри остановленного мгновения течет мысль, созерцая мир из глубины души; отстраняясь от потока жизни, станете умиротворенным свидетелем круговорота жизни, со стороны наблюдающим суету, радости и горести; и ощутите, как внутри зреет чувство любви к миру. Разбирая дуэт двух альтов Фрэнка Бриджа, вы получите опыт того, что такое приглушенная грусть, когда она стеснена неразделенным чувством. На примере дуэта альта и виолончели Людвига ван Бетховена, вы увидите шутливую жизнь двух глаз в очках, услышите, как два музыкальных инструмента, откликаясь на то, что видит каждый, обмениваются, добавляют и уточняют увиденное, как виолончель протирает очки, а альт оттачивает видение. |
Героем 3-го выпуска станет виолончель, которая обладает еще большей глубиной звука, чем у альта. Тембр виолончели не просто оттачивает, а ограняет, филигранно шлифует, ведь ей приходится иметь дело с куда более твердым веществом, сокрытым на глубине души. Звуковая миссия виолончели - труд по огранке души, а плод - бархатистый баритон, воплощаемый как результат огранки стенок души до алмазного блеска. В выпуске вы узнаете, как в музыке передаются религиозные переживания, и как дух эпохи влияет на классическую музыку. Вслушиваясь в прелюдию первой сюиты Иоганна Себастьяна Баха для виолончели соло, вы увидите как происходит творческий процесс огранки души, чтобы выточить из грубой формы образец и как молитвенное обращение к Богу, ощущаемое в музыке, помогает продолжать и дальше доводить до совершенства душу, даже когда очень больно и не осталось сил. Исследуя сонату для двух виолончелей Луиджи Боккерини, вы услышите, как с итальянским солнечным и игривым темпераментом одна виолончель может заниматься филигранной шлифовкой, а вторая поддерживать, на низких тонах создавая основу, тем самым показывая, как в душе человека может происходить гармоничное со-действие между разными чувствами и состояниями. Разбирая романтическую сонату Франца Шуберта для виолончели соло, вы услышите, как тянущаяся бархатистая грусть волнуется и «жужжит», трудолюбиво очищает и засевает вширь дольнее пространство души. Присматриваясь к музыке композитора XX века Пауля Хиндемита для виолончели соло, вы увидите, что происходило в глубине душ людей, переживших катастрофы и ужасы войны, как виолончель, чувствуя груз на душе, пробует дотянуться до высоких нот, до своей бархатистости, но не может, и от внутренней тоски по высокому и чистому страдает, скрипит и словно режет по живому... Проживая концертный дуэт для виолончели и контрабаса Джованни Боттезини, вы погрузитесь в спокойное и творческое состояние очищения души, внутри которого услышите, как виолончель шлифует и ограняет пространство, а контрабас укрепляет фундамент души. |
В 4-м выпуске будут рассмотрены различные варианты трио струнных инструментов. В выпуске вы узнаете, как через музыку показывается драматургия души и диалектическое единство множественности и цельности. Вслушиваясь в струнное трио (скрипка, альт, виолончель) Вольфганга Амадея Моцарта, вы увидите, как через взаимоотношения высокого и глубинного созидается мироздание души, как энергия, рождаемая между соловьиным тембром скрипки, глубиной альта, бархатистостью виолончели и стремлением к духу порождает творческую гармонию, напоминающую лучезарную музыку радости. Исследуя романтическое струнное трио (скрипка, альт, виолончель) Франца Шуберта, вы получите внутренний опыт игривого удивления, распахнутости и восприимчивости, свойственного юношескому восторгу перед всем прекрасным и чудесным. Разбирая струнное терцет (две скрипки и альт) Антонина Дворжака, вы испытаете, что значит состояние вопрошания, услышите, как всеми фибрами душа собирается по крупицам, как скрипка трепещет от хрупкости, альт прядет нити и как приходит успокоение, когда вместе с духом сотворен ответ на мучивший душу вопрос. Проживая струнный квартет (две скрипки, альт, виолончель) Йозефа Гайдна, вы почувствуете, как трепещет душа от нежности и облагораживания духом, и как радуется и торжествует, когда открывает утверждающую силу Жизни. |
Героем 5-го выпуска станет контрабас, созидающий самый глубокий звук из всех струнных смычковых инструментов. Тембру контрабаса свойственна неизменная приглушенность, ведь его место находится в самом глубоком пространстве души - лоне тишины. Создавая через напряжение струн вибрирующий звук, контрабас лучше, чем все остальные струнные, умеет завораживать, погружать в задумчивость и тем самым оказываться на другой стороне души - в источнике звуков, в тишайшей гавани, где можно быть лишь послушным и внимательным к ее приглушенным отзвукам. В выпуске вы узнаете, почему контрабас, благодаря своей фундаментальной глубине, является самым важным инструментом в оркестре и чем отличается пространство самовыражения от доверительного дарения. Вслушиваясь в сонату для струнных (скрипка, контрабас, виолончель) Джоаккино Россини, вы услышите тембральную особенность характеров каждого из инструментов: тонкость возвышающей скрипки, пухловатость и приглушенность контрабаса, грациозность бархатистой виолончели и, как, сплетаясь, они вовлекают душу в танец, в котором каждый предстает во всем своем великолепии. Проживая танец Чардаш Витторио Монти, вы услышите возможности контрабаса во всей красе: как он способен завывать как скрипка, растягиваться, создавая звук как у гармошки, но главное, порождать удивительный, ни с чем не сравнимый вибрирующий тембр. Исследуя дуэт Генри Экклса (контрабас и фортепиано), вы услышите, как контрабас вибрирует на глубине, тоскуя об оставленности, тем самым демонстрируя, как и глубь тишины тоскует, когда душа человека разменивает ее на внешнюю суету. Вслушиваясь в концертную арию Вольфганга Амадея Моцарта для баса с солирующим контрабасом, вы испытаете опыт того, как рождается грудной звук, и как то, что еще не обрело полную звучность, приходит из глубины тишины. Попадая в джазовую обработку прелюдии Фредерика Шопена с солирующим контрабасом, вы ощутите, как погружаетесь в задумчивость, в место, которое открывает состояние за думами, за мыслями, в пространство, где царствует тишина. Разбирая пьесу современного композитора Богуслава Фуртока для 4-х контрабасов, вы почувствуете, как обволакивает и завораживает густой тембр контрабаса и как звук, словно соприкасаясь с нёбом тишины, убаюкивает, помогая слиться с глубиной. |
Заключительный выпуск посвящен сочетаниям струнных: квартетам (4 инструмента) , квинтетам (5 инструментов) и секстетам (6 инструментов). В выпуске вы узнаете, почему для творца важно сообщество понимающих собеседников и как в музыке отражается характер композитора. Вслушиваясь в струнный квартет Вольфганга Амадея Моцарта, вы увидите, как в душе происходит ученичество, как собственная душевная подлинность, нежная и хрупкая, может сочетаться с жизнеутверждающей прямолинейностью учителя Моцарта - Йозефа Гайдна. Исследуя струнный квартет Людвига ван Бетховена, вы услышите, как сочетается в душе искреннее стремление к чистоте и борьба со страстями, почему в этом деле необходима настойчивость и упорность и как музыкальные инструменты совместно трудятся, пришпоривая друг друга и подгоняя. Разбирая пример программной музыки - струнный квинтет Луиджи Боккерини, вы увидите, как в музыке может быть показан аромат цветов и решительный топот ночных стражников. Исследуя еще один квинтет с контрабасом Луиджи Боккерини, вы услышите, как в душе сочетаются непритязательность, простота и наподдельная искренность. Проживая струнный квинтет Вольфганга Амадея Моцарта, вы узнаете, как первоначально властная и твердая виолончель, появляясь из глубины, постепенно смиряется, истончается, открывая в себе желание служить более тонким, нежным и страдающим скрипкам и альтам. Исследуя струнный секстет Иоганнеса Брамса, вы получите внутренний опыт того, как в душе вырастает состояние созидающей возвышенности, как инструменты поглаживают друг друга, создавая тянущуюся вверх удивительную бархатистость, напоминая медленно, но сладостно текущий мед. Прислушиваясь к струнному секстету Петра Чайковского, вы увидите, как скрипка вьется, на тонких и возвышенных тонах взывая к гласу Божьему, как бархат виолончели поглаживает страдающую скрипку, альт облагораживает боль души, превращая ее в прекрасное чистое чувство, и как все вместе, поддерживая друг друга, музыкальные инструменты поют в унисон, возводя внутренний храм души. |