В 1-м выпуске взглянем на внутренний опыт ключевых слов, описывающий метод автора, которые помогут нам увидеть в аллегорической сказке Льюисса Кэррола послание об обратной стороне видимой реальности: «абсурд», «нелепый», «иллюзия» и «парадокс». Итак, Алиса, расслабившись от полуденного солнца, встречает куда-то опаздывающего говорящего Белого Кролика. Растиражированное выражение, ставшее, своего рода, визитной карточкой этой сказки: «Следуй за кроликом», - мы привыкли воспринимать как призыв к действию, но какую аллегорию зашифровал в этом персонаже автор, какую скрытую подсказку таит этот герой. Взглянув на внутренний опыт слова «кролик», мы обнаружим, что его внутреннее значение «королек, маленький король», а вот ключевой смысл слова «соблазн» - «сновать туда-обратно». Добавив внутренний опыт слова «часы», который связан с торопливостью, напрасной суетливостью, получим представление о кролике, как о персонаже, становящимся для невинной девочки соблазном, приглашающим отправиться во временной мир, с его текучестью, изменчивостью, искушениями. И Алиса, двинувшись за кроликом, двигается за ходом времени, тем самым, попадая в кроличью нору. Вы узнаете, как внутренняя расслабленность Алисы приводит ее к первому соблазну, как страх опоздания связан с напрасной суетой и почему первым и основным ключом, помогающим Алисе держаться срединного пути на протяжении всего ее путешествия, станет развитие целомудрия, внутреннего качества души, и позволяющего ей держаться сердцем и умом за постоянную, цельную мудрость. Как душе оставаться живой, когда вокруг все течет и изменяется, каким образом продолжать замечать то, что способствует усилению веры в настоящее, когда кажется, что вокруг нелепый абсурд. |
Вот это упала, так упала! - подумала Алиса. Алиса падает в нору, размышляя из своей невинности, что приближается к центру Земли. Ох, детские фантазии, можно подумать, но что если так и есть, но во внутреннем, метафизическом смысле. Взглянув на сердцевину слова «центр», мы увидим, что человеческий опыт, сохранившийся в нем, связан с началом, зачатием, рождением. Значит ли это, что Алиса, упав в нору, попадает в самое начало жизни, туда, где будет зачинаться и рождаться внутри нее нечто новое, некий внутренний опыт, получая который ее человеческая душа будет обретает новое знание и новый уникальный, предназначенный только для нее духовный опыт. Как связан внутренний опыт слова «дольний» с длительностью, каким образом первые превращения Алисы, еще не попавшей в сад страны чудес, подготавливают ее к изменчивости временного видимого мира. Узнаем, почему уменьшение роста в дольнем мире приводит к незначительности души, но учит ее смиренности и рождению ощущения духовной нищеты в мгновении, и как увеличение роста развивает в душе силу и крепость доброго в сердце, то есть связь с вечным и неизменным. |
- О Мышь! Не знаете ли вы, как выбраться из этой лужи? Алиса, опечалившись от того, что стала большой, и не может попасть через маленькую дверцу, плачет горючими слезами, и «наплакивает» целое море слез. Но видит рядом оброненные белым кроликом веер и перчатки. Как веер становится способом веяния временной жизни, и позволяет Алисе снова стать маленькой, незначительной, и поплыть к необычному миру, почему мышь, встреченная Алисой, становится проводником на ту сторону, в мир, в котором все наоборот. Почему вопрос: «Кто я?» помогает человеческой душе найти ключ к себе настоящей, с тем ростом и размером, который ей предназначен. Взглянув на опыт слов «живой», изменчивый», «уникальный» и «движение», попробуем также найти подсказку, как сохранять душу живой в условиях изменчивого, текучего мира, каким образом из дольнего мира двигаться к настоящему, и почему это движение наверх, как испытания способствуют победе над страстями и учат возрастанию в душе любви к истине настоящего. |
Как странно, что я у Кролика на побегушках! - думала Алиса Маленькая Алиса снова встречает Белого кролика, и тот, принимая ее за горничную, требует принести ему перчатки и веер. Алиса, будучи девочкой доброй, спешит помочь, но внутри нее растет ощущение странности того, что она на побегушках у Кролика. Так в Алисе возрастает желание свободы, и она снова становится большой. Как Алиса, столкнувшись с подлинной сутью Белого Кролика, то есть его «корольковостью», задумывается о настоящей свободе, и учится находить середину между ответственностью и свободой. Как его попытка использовать ее и слугу Билля для своих «корольковых» целей, вызывает в ее душе желание справедливости, тем самым, пробуждая рост свободы духа и желание помочь жертве маленького суетливого идола. Взглянув на опыт слов «свобода», увидим, что оно значит «свои, говорящие по-своему». Что же означает для человеческой души быть свободной, и почему именно свобода духа становится для нее внутренним стержнем, позволяющим держаться своего внутреннего мира. |
- Держи себя в руках! - сказала Гусеница. Убежав от перипетий, случившихся у дома Белого Кролика, Алиса встречает гусеницу, томно курящую кальян, и не обращающую внимание на то, что происходит вокруг. Как аллегория гусеницы связана с духовной беспозвоночностью, то есть отсутствием прямого стержня, присущего страсти безразличия, почему встреча с насекомым, помогает Алисе обрести долготерпение, то есть внутреннее качество длить терпение, и не гневаться, и почему, выдержав испытание, Алиса получает от гусеницы совет, как регулировать свой размер, откусывая гриб с разных сторон. Взглянем на опыт слов «страдать» и «гнев», чтобы увидеть ключ, помогающий держать связь с настоящим, очищая душу трением, тем самым, удерживаться, стараться и трудиться душой, чтобы оставаться цельной личностью. |
Если бы кое-кто не совался в чужие дела, - хрипло проворчала Герцогиня Алиса заходит в дом Герцогини, в котором стоит страшный шум: кто-то визжит, бьет посуду, чихает. Как Алиса получает опыт оставаться вежливой и учтивой, когда вокруг кричат и спорят, каким образом, жалость к ребенку, который оказывается поросенком, помогают Алисе выбраться из очередного испытания. Взглянув на опыт слов «вежливость», «учтивость», «реакция», «ответ», «страх», постараемся увидеть, как гнев преодолевается сохранением внутренней чести, каким образом вежливость предохраняет от невежества, и почему страх излечивается внутренней силой и крепостью духа. |
- А откуда вы знаете, что вы не в своем уме? Алиса встречает, пожалуй, единственного адекватного персонажа в этой сказочной стране, который, впрочем, потому и не от мира сего в этом обратном, парадоксальном пространстве. Это Чеширский кот, известный своей обаятельной улыбкой и способностью появляться и исчезать в самое неожиданное время. Как Чеширский кот напоминает Алисе о том, что все в этом видимом мире не в своем уме, и почему именно это помогает Алисе вспомнить о сути, которая предваряет все слова, и, тем самым, о мире настоящего, в котором слова имеют силу и значение, поскольку имеют связь с сутью вещей. Взглянем на опыт слова «суть» и «улыбка», чтобы увидеть, как улыбка возвращает к точке в середине, не имеющей измерения, в которой связывается настоящее и сущее. |
- Если вам нечего делать, - сказала она с досадой, - придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа. Алиса попадает на чаепитие с Болванщиком, Мартовским Зайцем и уже знакомой ей мышью Соней и оказывается перед новым испытанием -сохранять здравый смысл тогда, когда вокруг безумие. Каким образом умственная растерянность приводит к бессмысленным разговорам, потере внутреннего смысла и загадкам, не имеющим ответа, тем самым, потере времени, что, впрочем, и есть главная характерная черта этого мира наоборот - желанием убить время бессмыслицей. Как Алисе удается удерживать устремленность мысли и внутренне помнить о том, что все настоящее имеет смысл, а раз его нет, то значит, это пустое. Взглянем на опыт слов «мысль», «диалектика», «смысл»,, чтобы обнаружить, что всякая осмысленная речь возникает, когда внутри души удерживается духовное стремление к цели, то есть к цельности правды, утверждаемой в истине, рождаемой в сердце. |
- Да это всего-навсего колода карт! Чего же мне их бояться? Алиса попадает на королевский крокет, где впервые встречает королеву и короля этой страны наоборот, все действующие лица вместе составляют колоду карт. Как Алиса сталкивается с новым испытанием - угрозами Королевы отрубить всем головы, как это символическое действо описывает всю суть абсурдного мира страстей (в нем не должно быть голов, ведь тогда нечем будет думать). Каким образом духовная воля к правде удерживает душу в цельности, подготавливая к праведности, то есть движению по прямому пути к здравому смыслу. Взглянем на опыт слов «колода», «пустой», «воля», «правда», «цель», чтобы открыть ключ, помогающий Алисе вспомнить об абсурдности происходящего и научиться различать правду от кривды, прямое от извилистого, праведное от лукавого и ложного. |
- Котам на королей смотреть не возбраняется, - сказала Алиса Алиса оказывается в середине очередного противоречия. Король хочет наказать дерзкого Чеширского кота, отрубив ему голову, но как отрубить то, что по своей сути только ею и является. Алисе предстоит научиться рассудительности, то есть внутренней способности узнавать, что же будет добрым, справедливым и потому восстанавливающим правду. Взглянем на опыт слова «рассудок», чтобы увидеть, что для того, чтобы рассудить нечто правильно, нужно увидеть все стороны, и только после этого постановить, то есть утвердить истину в середине, используя милосердие и прощение там, где они необходимы. |
Все было бы так просто. Ели бы сдобу - и добрели! Следующий урок для получения Алисой нового духовного опыта связан с моралью. Встретив на крокете Герцогиню, Алиса узнает ее с другой стороны. Оказывается, она буквально сыплет остротами, пытаясь во всем найти мораль. Как Алиса учится узнавать, что мораль должна быть своевременной, что есть добро и как оно связано с подходящим, пришедшимся в пору, соответствующим конкретному моменту. Взглянем на опыт слова «добро», чтобы увидеть подлинный смысл доброты человеческой. |
- Алиса, милая, проснись! - сказала сестра. Алисе остается итоговое испытание - прожить суд, устроенный королем и королевой, чтобы узнать, кто украл крендели. Оказавшись на нем, Алиса становится свидетелем и единственной адекватной, способной видеть всю абсурдность и несправедливость суда, невежество его устроителей и странность того, что они считают «важным». Как Алиса посреди парадоксального суда вдруг начинает расти, и почему это символизирует рост внутренней свободы быть человеком посреди абсурда, создаваемого страстями. Как желание нахождения истины становится главным ключом к освобождению от мира наоборот. Как смелость назвать происходящее «чепухой» исцеляет от страха, ведь именно в этот момент она возрастает до своего нормального человеческого роста, становясь настоящим человеком. Как прошедшие испытания подготавливают душу человека учиться различать, что есть сон, абсурд и чепуха, а что - подлинное, доброе, настоящее, живое, истинное. Взглянем на опыт слов «имя», «мир», «крепкий», «знак», чтобы увидеть, что страсти побеждаются воспоминанием о своем имени, возвращая к себе, как мир в душе обретается через разделение с внешним раздором, неукрощенной стихией, буйством, и тем самым, обретением согласия. Как единодушие, любовь и спокойствие в душе раскрывают подлинную природу души и того, что значит быть по-настоящему человеком, способным держаться крепкого внутреннего стержня - любви и правды. |