АЛИСА В СТРАНЕ ВРЕМЕНИ
Возрождение души ото сна абсурда в Жизнь
с филологом Екатериной Макаревич
В качестве иллюстраций к курсу представлены рисунки английского художника и карикатуриста Джона Тенниела (1820-1914)
О КУРСЕ
Аллегорическая сказка «Алиса в стране чудес», написанная английским математиком, поэтом и прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном под псевдонимом Льюисом Кэрроллом в 1865 году, пользуется устойчивой популярностью среди детей и взрослых, являясь высоким образцом литературы, созданной в жанре абсурда. Будучи верующим, Льюис Кэрролл являлся лектором в Крайст-Чёрч, в одном из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете, где принял духовный сан диакона. И потому «Алиса в стране чудес», став его первым произведением в серии книг, посвященным необычным странствиям маленькой девочки, преломляет в себе различные таланты автора, связанные с математикой, логикой, философией, поэзией и духовными, незримыми вопросами, волнующими автора как диакона. И все это подправлено незаурядным чувством тонкого английского юмора.

Курс «Алиса в стране Времени. Возрождение души ото сна абсурда в Жизнь» является попыткой увидеть в аллегорической сказке путешествие невинной детской души через мир привычных для взрослых испытаний и искушений видимого мира, текучего и изменчивого по своей природе. Мира страстей, не лишенного абсурда и парадоксов, бессмыслицы и чепухи, к обретению внутреннего мира, к пробуждению в душе подлинного духовного опыта, который помогает человеческой душе взращивать доброе сердце, здравый ум, духовную мудрость и стремление всегда держаться истины, доброты и любви.

Филолог Екатерина Макаревич, исследующая практики добродетелей и срединный путь, покажет, как мир абсурдных страстей преодолевается возделыванием духовных качеств, соединяющих в себе цельный ум и доброе сердце.

Помогать в путешествии сквозь изменчивый, текучий и страстный видимый мир к миру в душе станет Слово, или иначе пребывание в Логосе – то самое вечное, что будет способствовать соединению в душе добра, истины и стремления к подлинной чистой красоте – красоте невинной, прямой души.

Авторский метод «Опыт Слова», предполагающий возможность заглянуть за завесу словесной оболочки к первоначальному человеческому опыту, сохранившемуся в различных языках, поможет через Слово обнаружить третий - срединный путь, освобождающий от соблазнов времени, бессмыслицы абсурда и открывающий связь с вечным и неизменным в мгновении настоящего.

В курсе вы узнаете, почему «Алиса в стране чудес» - аллегория человеческой души, соблазненной временными круговращениями, как через испытания в сказочном абсурдном пространстве девочка (дитя души) учится поступать по-доброму, думать своим умом, растить свободу духа, обретать долготерпение, воспитывать в себе учтивость и вежливость, удерживать здравый смысл, исцеляться волей к правде, прощением, доброй рассудительностью и освобождаться от власти мира наоборот верой через раскрытие справедливости, или очищающего отделения истины ото лжи, правды от кривды, прямого пути от извилистого и лукавого.

Формат курса предполагает смонтированные видео-записи. Каждый видео материал сопровождает материалы к курсу (значения слов) для самостоятельного исследования.
  • Екатерина Макаревич
    автор курса
    Филолог, философ, методолог культурно-просветительских курсов, журналист, основатель The Virtuoso.

    Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
ОТЗЫВЫ
Игорь Krai
Сам я к «высоким материям» философии и теологии имею любительское отношение: осваивать эти широты и глубины начал не так давно, буквально года три назад. С тех пор много разного посмотрел, послушал, почитал. А источников, к которым раз за разом возвращаюсь и обращаюсь, за это время из всего массива материалов набралось не так много. Не потому что добровольно решил сузить широту взгляда, а потому что они либо сами по себе неисчерпаемы, либо служат проводниками к чему-то неисчерпаемому. И одним из таких источников стали проекты Екатерины: The Virtuoso и «Опыт Слова». Я уже ранее как-то рекомендовал тексты «Опыта Слова» друзьям. Смотрите, мол, как Екатерина ёмко формулирует и богато раскрывает суть христианства, не изобретая никаких новых «тёмных» и прочих альтернативных теологий, а просто обращаясь К самому смысловому содержанию текстов и вербализованному опыту чувствования. Так же могу рекомендовать и курс «Алиса в стране времени». Он – своего рода логическое продолжение предыдущего курса, посвящённого чувству прекрасного: он касается процессов, которые происходят с нами так или иначе в течение всей нашей жизни и которые связаны с нашими отношениями с мышлением, справедливостью, устройством нас самих и окружающего мира, добавляет полноты и прошлому курсу, и тому, что было раскрыто в других материалах Екатерины. А заканчивается он возвращением к словам и смыслам, уже рассмотренным ранее, но обогащённым самим путешествием: у нас теперь больше точек соприкосновения с этими смыслами, больше охват их значения в наших жизнях. Будьте внимательны к текстам. Это не просто набор слов, а слова – не просто последовательность букв. Это ещё и смыслы. А Екатерина – прекрасный проводник через смыслы.
СТРУКТУРА
Длительность (2 часа 41 мин)
Длительность (2 часа 41 мин)
1. Белый кролик. Искушение соблазном времени
Длительность (2 часа 13 мин)
Длительность (2 часа 13 мин)
2. Дольний мир. Падение в центр Земли
Длительность (1 час 39 мин)
Длительность (1 час 39 мин)
3. Море слез. Покаяние и мышь
Длительность (1 час 27 мин)
Длительность (1 час 27 мин)
4. Белый кролик и служение. Рост свободы духа
Длительность (1 час 42 мин)
Длительность (1 час 42 мин)
5. Гусеница. Совет и долготерпение
Длительность (1 час 36 мин)
Длительность (1 час 36 мин)
6. Герцогиня. Воспитание учтивости
Длительность (1 час 25 мин)
Длительность (1 час 25 мин)
7.Чеширский кот. Напоминание о своем уме и суть улыбки
Длительность (1 час 28 мин)
Длительность (1 час 28 мин)
8.Безумное чаепитие. От растерянности к устремленности мысли
Длительность (1 час 37 мин)
Длительность (1 час 37 мин)
9.Королевский крокет. Исцеление волей к правде
Длительность (1 час 40 мин)
Длительность (1 час 40 мин)
10.Королева и король. Исцеление доброй рассудительностью и прощением
Длительность (1 час 28 мин)
Длительность (1 час 28 мин)
11.Герцогиня. Исцеление памятью о своевременности морали
Длительность (1 час 33 мин)
Длительность (1 час 33 мин)
12.Суд. Очищающее разделение Истиной
1
БЕЛЫЙ КРОЛИК
Искушение соблазном Времени
В 1-м выпуске взглянем на внутренний опыт ключевых слов, описывающий метод автора, которые помогут нам увидеть в аллегорической сказке Льюисса Кэррола послание об обратной стороне видимой реальности: «абсурд», «нелепый», «иллюзия» и «парадокс».

Итак, Алиса, расслабившись от полуденного солнца, встречает куда-то опаздывающего говорящего Белого Кролика.

Растиражированное выражение, ставшее, своего рода, визитной карточкой этой сказки: «Следуй за кроликом», - мы привыкли воспринимать как призыв к действию, но какую аллегорию зашифровал в этом персонаже автор, какую скрытую подсказку таит этот герой.

Взглянув на внутренний опыт слова «кролик», мы обнаружим, что его внутреннее значение «королек, маленький король», а вот ключевой смысл слова «соблазн» - «сновать туда-обратно». Добавив внутренний опыт слова «часы», который связан с торопливостью, напрасной суетливостью, получим представление о кролике, как о персонаже, становящимся для невинной девочки соблазном, приглашающим отправиться во временной мир, с его текучестью, изменчивостью, искушениями. И Алиса, двинувшись за кроликом, двигается за ходом времени, тем самым, попадая в кроличью нору.

Вы узнаете, как внутренняя расслабленность Алисы приводит ее к первому соблазну, как страх опоздания связан с напрасной суетой и почему первым и основным ключом, помогающим Алисе держаться срединного пути на протяжении всего ее путешествия, станет развитие целомудрия, внутреннего качества души, и позволяющего ей держаться сердцем и умом за постоянную, цельную мудрость. Как душе оставаться живой, когда вокруг все течет и изменяется, каким образом продолжать замечать то, что способствует усилению веры в настоящее, когда кажется, что вокруг нелепый абсурд.
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
- 1Ин. 2:15−17
2
ДОЛЬНИЙ МИР
Падение в центр Земли
Вот это упала, так упала! - подумала Алиса.

Алиса падает в нору, размышляя из своей невинности, что приближается к центру Земли. Ох, детские фантазии, можно подумать, но что если так и есть, но во внутреннем, метафизическом смысле.

Взглянув на сердцевину слова «центр», мы увидим, что человеческий опыт, сохранившийся в нем, связан с началом, зачатием, рождением.

Значит ли это, что Алиса, упав в нору, попадает в самое начало жизни, туда, где будет зачинаться и рождаться внутри нее нечто новое, некий внутренний опыт, получая который ее человеческая душа будет обретает новое знание и новый уникальный, предназначенный только для нее духовный опыт.

Как связан внутренний опыт слова «дольний» с длительностью, каким образом первые превращения Алисы, еще не попавшей в сад страны чудес, подготавливают ее к изменчивости временного видимого мира. Узнаем, почему уменьшение роста в дольнем мире приводит к незначительности души, но учит ее смиренности и рождению ощущения духовной нищеты в мгновении, и как увеличение роста развивает в душе силу и крепость доброго в сердце, то есть связь с вечным и неизменным.
восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них
- Псалтырь, Псалом 103
3
МОРЕ СЛЕЗ
Покаяние и мышь
- О Мышь! Не знаете ли вы, как выбраться из этой лужи?

Алиса, опечалившись от того, что стала большой, и не может попасть через маленькую дверцу, плачет горючими слезами, и «наплакивает» целое море слез. Но видит рядом оброненные белым кроликом веер и перчатки.

Как веер становится способом веяния временной жизни, и позволяет Алисе снова стать маленькой, незначительной, и поплыть к необычному миру, почему мышь, встреченная Алисой, становится проводником на ту сторону, в мир, в котором все наоборот. Почему вопрос: «Кто я?» помогает человеческой душе найти ключ к себе настоящей, с тем ростом и размером, который ей предназначен.

Взглянув на опыт слов «живой», изменчивый», «уникальный» и «движение», попробуем также найти подсказку, как сохранять душу живой в условиях изменчивого, текучего мира, каким образом из дольнего мира двигаться к настоящему, и почему это движение наверх, как испытания способствуют победе над страстями и учат возрастанию в душе любви к истине настоящего.
Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
- 2-е послание Коринфянам (7 глава)
4
БЕЛЫЙ КРОЛИК И СЛУЖЕНИЕ
Рост свободы духа
Как странно, что я у Кролика на побегушках! - думала Алиса

Маленькая Алиса снова встречает Белого кролика, и тот, принимая ее за горничную, требует принести ему перчатки и веер. Алиса, будучи девочкой доброй, спешит помочь, но внутри нее растет ощущение странности того, что она на побегушках у Кролика. Так в Алисе возрастает желание свободы, и она снова становится большой.

Как Алиса, столкнувшись с подлинной сутью Белого Кролика, то есть его «корольковостью», задумывается о настоящей свободе, и учится находить середину между ответственностью и свободой. Как его попытка использовать ее и слугу Билля для своих «корольковых» целей, вызывает в ее душе желание справедливости, тем самым, пробуждая рост свободы духа и желание помочь жертве маленького суетливого идола.

Взглянув на опыт слов «свобода», увидим, что оно значит «свои, говорящие по-своему». Что же означает для человеческой души быть свободной, и почему именно свобода духа становится для нее внутренним стержнем, позволяющим держаться своего внутреннего мира.
Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла
- Премудрость Соломона 14 глава
5
ГУСЕНИЦА
Совет и долготерпение
- Держи себя в руках! - сказала Гусеница.

Убежав от перипетий, случившихся у дома Белого Кролика, Алиса встречает гусеницу, томно курящую кальян, и не обращающую внимание на то, что происходит вокруг.

Как аллегория гусеницы связана с духовной беспозвоночностью, то есть отсутствием прямого стержня, присущего страсти безразличия, почему встреча с насекомым, помогает Алисе обрести долготерпение, то есть внутреннее качество длить терпение, и не гневаться, и почему, выдержав испытание, Алиса получает от гусеницы совет, как регулировать свой размер, откусывая гриб с разных сторон.

Взглянем на опыт слов «страдать» и «гнев», чтобы увидеть ключ, помогающий держать связь с настоящим, очищая душу трением, тем самым, удерживаться, стараться и трудиться душой, чтобы оставаться цельной личностью.
Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
- Послание к Колоссянам 3 глава
6
ГЕРЦОГИНЯ
Воспитание учтивости
Если бы кое-кто не совался в чужие дела, - хрипло проворчала Герцогиня

Алиса заходит в дом Герцогини, в котором стоит страшный шум: кто-то визжит, бьет посуду, чихает.

Как Алиса получает опыт оставаться вежливой и учтивой, когда вокруг кричат и спорят, каким образом, жалость к ребенку, который оказывается поросенком, помогают Алисе выбраться из очередного испытания.

Взглянув на опыт слов «вежливость», «учтивость», «реакция», «ответ», «страх», постараемся увидеть, как гнев преодолевается сохранением внутренней чести, каким образом вежливость предохраняет от невежества, и почему страх излечивается внутренней силой и крепостью духа.
Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу.
- Книга Премудрости Соломона 1:11
7
ЧЕШИРСКИЙ КОТ
Напоминание о своем уме и суть улыбки
- А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

Алиса встречает, пожалуй, единственного адекватного персонажа в этой сказочной стране, который, впрочем, потому и не от мира сего в этом обратном, парадоксальном пространстве. Это Чеширский кот, известный своей обаятельной улыбкой и способностью появляться и исчезать в самое неожиданное время.

Как Чеширский кот напоминает Алисе о том, что все в этом видимом мире не в своем уме, и почему именно это помогает Алисе вспомнить о сути, которая предваряет все слова, и, тем самым, о мире настоящего, в котором слова имеют силу и значение, поскольку имеют связь с сутью вещей.

Взглянем на опыт слова «суть» и «улыбка», чтобы увидеть, как улыбка возвращает к точке в середине, не имеющей измерения, в которой связывается настоящее и сущее.
Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь
- Евангелие от Иоанна 6 глава
8
БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ
От растерянности к устремленности мысли
- Если вам нечего делать, - сказала она с досадой, - придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа.

Алиса попадает на чаепитие с Болванщиком, Мартовским Зайцем и уже знакомой ей мышью Соней и оказывается перед новым испытанием -сохранять здравый смысл тогда, когда вокруг безумие.

Каким образом умственная растерянность приводит к бессмысленным разговорам, потере внутреннего смысла и загадкам, не имеющим ответа, тем самым, потере времени, что, впрочем, и есть главная характерная черта этого мира наоборот - желанием убить время бессмыслицей.

Как Алисе удается удерживать устремленность мысли и внутренне помнить о том, что все настоящее имеет смысл, а раз его нет, то значит, это пустое.

Взглянем на опыт слов «мысль», «диалектика», «смысл»,, чтобы обнаружить, что всякая осмысленная речь возникает, когда внутри души удерживается духовное стремление к цели, то есть к цельности правды, утверждаемой в истине, рождаемой в сердце.
Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных.
- Книга Премудрости Соломона 1:3
9
КОРОЛЕВСКИЙ КРОКЕТ
Исцеление волей к Правде
- Да это всего-навсего колода карт! Чего же мне их бояться?

Алиса попадает на королевский крокет, где впервые встречает королеву и короля этой страны наоборот, все действующие лица вместе составляют колоду карт.

Как Алиса сталкивается с новым испытанием - угрозами Королевы отрубить всем головы, как это символическое действо описывает всю суть абсурдного мира страстей (в нем не должно быть голов, ведь тогда нечем будет думать). Каким образом духовная воля к правде удерживает душу в цельности, подготавливая к праведности, то есть движению по прямому пути к здравому смыслу.

Взглянем на опыт слов «колода», «пустой», «воля», «правда», «цель», чтобы открыть ключ, помогающий Алисе вспомнить об абсурдности происходящего и научиться различать правду от кривды, прямое от извилистого, праведное от лукавого и ложного.
Если ты усердно будешь искать правды, то найдешь ее и облечешься ею, как подиром славы.
- Сирах 27 глава
10
КОРОЛЕВА И КОРОЛЬ
Добрая рассудительность и прощение
- Котам на королей смотреть не возбраняется, - сказала Алиса

Алиса оказывается в середине очередного противоречия. Король хочет наказать дерзкого Чеширского кота, отрубив ему голову, но как отрубить то, что по своей сути только ею и является. Алисе предстоит научиться рассудительности, то есть внутренней способности узнавать, что же будет добрым, справедливым и потому восстанавливающим правду.

Взглянем на опыт слова «рассудок», чтобы увидеть, что для того, чтобы рассудить нечто правильно, нужно увидеть все стороны, и только после этого постановить, то есть утвердить истину в середине, используя милосердие и прощение там, где они необходимы.
Когда мудрость войдет в сердце твоё, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя.
- Притчи 2 глава
11
ГЕРЦОГИНЯ
Исцеление памятью о своевременности морали
Все было бы так просто. Ели бы сдобу - и добрели!

Следующий урок для получения Алисой нового духовного опыта связан с моралью. Встретив на крокете Герцогиню, Алиса узнает ее с другой стороны. Оказывается, она буквально сыплет остротами, пытаясь во всем найти мораль.

Как Алиса учится узнавать, что мораль должна быть своевременной, что есть добро и как оно связано с подходящим, пришедшимся в пору, соответствующим конкретному моменту.

Взглянем на опыт слова «добро», чтобы увидеть подлинный смысл доброты человеческой.
вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твоё слово было согласно со словом каждого из них; изреки и ты доброе.
- 3-я Царств 22 глава
12
СУД
Очищающее разделение Истиной
- Алиса, милая, проснись! - сказала сестра.

Алисе остается итоговое испытание - прожить суд, устроенный королем и королевой, чтобы узнать, кто украл крендели. Оказавшись на нем, Алиса становится свидетелем и единственной адекватной, способной видеть всю абсурдность и несправедливость суда, невежество его устроителей и странность того, что они считают «важным».

Как Алиса посреди парадоксального суда вдруг начинает расти, и почему это символизирует рост внутренней свободы быть человеком посреди абсурда, создаваемого страстями. Как желание нахождения истины становится главным ключом к освобождению от мира наоборот. Как смелость назвать происходящее «чепухой» исцеляет от страха, ведь именно в этот момент она возрастает до своего нормального человеческого роста, становясь настоящим человеком. Как прошедшие испытания подготавливают душу человека учиться различать, что есть сон, абсурд и чепуха, а что - подлинное, доброе, настоящее, живое, истинное.

Взглянем на опыт слов «имя», «мир», «крепкий», «знак», чтобы увидеть, что страсти побеждаются воспоминанием о своем имени, возвращая к себе, как мир в душе обретается через разделение с внешним раздором, неукрощенной стихией, буйством, и тем самым, обретением согласия. Как единодушие, любовь и спокойствие в душе раскрывают подлинную природу души и того, что значит быть по-настоящему человеком, способным держаться крепкого внутреннего стержня - любви и правды.
Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение.
- Евангелие от Луки 12 глава
У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone

Вам может понравиться