"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ" (Ев.от Иоанна)
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51))
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу живого опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и плоть, разум и сердце, мысль, чувство и ощущение, человека и Бога. Возможно, неслучайно в древних текстах различных цивилизаций пятым элементом называли Логос...

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту той подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.
— Екатерина Макаревич
Екатерина Макаревич
Автор проекта
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
В процессе жизни человек развивает свой разум, учась различать добро, но не случайно в христианстве говорится о двух Деревьях, растущих в райском саду – Древе Жизни и Древе познания. Плоды первого даруют блаженство и подлинное счастье, плоды второго лишь блеклая копия знания. И потому однажды в душе все же просыпается это острое устремление обратиться к своим истокам, вспомнить себя блаженного, переменить ум, чтобы отыскать заветную тропинку домой, к состоянию, когда разум снова соединится с родной божественной силой Премудрости, совершенным знанием, исцеляющим, и возвращающим его разделенную природу к своей первозданной легкости и невинности.

Попробуем простроить путь души, ведомой духом Премудрости к исцелению разума, вглядываясь в чистое словесное молоко, то есть тот первоначальный опыт, который заложен в словах.
ДУХ ПРЕМУДРОСТИ
Основатель The Virtuoso, филолог Екатерина Макаревич о лике благоразумия, тверди света, легкости смиренномудрия и цельном знании
СПРАВКА
Софи́я, Прему́дрость (др.-греч. Σοφία «мастерство; знание, мудрость»; ивр. ‏חכמה‏‎ Хохма́) — понятие в античной и средневековой философии, иудаизме, гностицизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость.

В дофилософском употреблении — разумное умение в творчестве (Гомер); «знание о сущности», о «причинах и источниках» (Аристотель). В иудаистических религиозных представлениях космическое, часто женское существо, содержащее в себе начала и идеальный прообраз мира; аналог Тары в буддизме и Матери Книги в исламе. В христианстве — Сам Христос, вочеловечившийся Бог-Слово. Однако в иудаизме и религиозной философии рассматривается иногда как олицетворённая мудрость Бога. Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси.

В русской религиозной философии XIXXX веков учение о Софии развивали В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский. Вл. Соловьёв определил «Софию Божества» как единую субстанцию Божественной Троицы, Её всеединство (фр. tout dans l'unite), абсолютное единство, образующее мудрость, и — в противоположность Богу, как безусловно единому, — множественность, содержащую единого (осиленную им и сведённую к нему). То есть целый, живой организм, вечный как Бог. София Божества порождает бесчисленное множество возможностей и вновь поглощает их. Её действия начинаются в момент создания «мировой души».

В христианстве дух Премудрости является одним из семи добродетелей Святого Духа, то есть божественных действий, творящих, а скорее животворящих благо в сердце человека и облагораживающих душу. В Укрепляясь духом исследовался дух крепости, в этом исследовании приглядимся внимательнее к духу Премудрости и разума.
Исаия, глава 11
и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела
Прежде чем отправиться в путь, посмотрим на слова самой Премудрости, чтобы вдохновиться, то есть вдохнуть в себя дух ее совершенной возвышенной мудрости.
Притчи 8 глава – Библия
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4 «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму.
6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда;
7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;
8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение моё, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я – разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24 Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою.
25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26 когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30 тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время,
31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашёл меня, тот нашёл жизнь и получит благодать от Господа;
36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все, ненавидящие меня, любят смерть».
Итак, Премудрость, обитающая с разумом, но ищущая рассудительного знания, у которой совет, правда и сила, доставляющая любящим ее существенное благо; чьи наставления мудры, а тот, кто хранит пути ее, тот будет блажен, найдет жизнь и получит благодать от Господа.

Смотря на такое изобилие даров, несущих духом Премудрости, возникает благоговение и радость, но для нас все это может стать еще и подсказкой, помогающей найти путь через слова.

Вначале обратимся к самому слову Премудрость. И посмотрим на опыт слова «мудрый».
МУДРЫЙ Суффиксное производное от прилагательного мудрый, далее от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мудръ, ст.-слав мѫдръ( φρόνιμος, σοφός; Супр.), русск. мудрый, укр. му́дрий, болг. мъ́дър, сербохорв. му́дар, му́дра, нареч. му̑дро, словенск. módǝr, чешск. moudrý, словацк. múdry, польск. mądry, в.-луж., н.-луж. mudry. Родственно лит. mandrùs «бодрый, гордый, задорный», латышск. muôdrs «бодрый, живой», др.-инд. mēdhā́ ж. «мудрость, разум, понимание, мысль», mandhātár- м. «благочестивый», авест. mązdra- «мудрый, разумный», mąz-dā-, maz-dā- «сохранять в памяти» mǝn dadē «помню», др.-в.-нем. muntar «ревностный, ловкий, живой, бодрый», готск. mundōn sis «смотреть на ч.-л.», др.-исл. mundа «метить», греч. μανθάνω, аор. ἔμαθον «учусь, замечаю, понимаю», алб. mund «могу, побеждаю». Далее связано с и.-е. *men-.
Как видим, в нем целая гамма человеческих качеств: бодрый, задорный, живой, благочестивый, разумный, ревностный, ловкий, помнящий, а также действий мудрости: метить, учиться, замечать, понимать, побеждать, мочь.

Все эти характеристики, дополняя друг друга, рождают представление о самой Премудрости. Это ее дух, приходя к душе человека на возвышенных местах, при дороге, на распутиях, рождает бодрость, задорность, живость, благочестивость, ловкость и так далее. Для нас это важно, ведь Премудрость предупреждает, что ненавидит гордость и высокомерие, а значит, человеку, ищущему пути к цельному знанию, важно увидеть, что все, что открывается, является – лишь являет себя.

Приставка пре-, означающая перед, подтверждает, что душа человека всегда лишь предстоит перед совершенной Премудростью, смиренно вопрошает, просит дать ответ.

Слова «научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму» помогают уточнить две ступени для человека, чтобы Премудрость явила себя. Прежде нужен разум, но и его недостаточно, в итоге требуется более высокое качество разума - благоразумие, то есть разум, направленный на благо.

лик благоразумия

Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Притчи 19 глава – Библия
Еще с античных времен благоразумие считалось одной из 4-х кардинальных добродетелей (умеренность, мужество, благоразумие и справедливость). Выше была только справедливость. Но мы посмотрим на благоразумие с точки зрения опыта слова, приглядимся внимательнее к каждому из слов – благо и разум, - и затем постараемся создать целостный образ благоразумия как внутреннего опыта, испытываемого душой, предстоящей духу Премудрости.
РАЗУМ – происходит от трех древних корней: *ord(h)/rej (раз-) – «разделять пополам, разрушать»,*au- (у-) «принимать во внимание», «воспринимать»; *mьn- (-мъ) «устремление духа», «мысль». Единое корнесловное представление о разуме: «способность мысленно разделять надвое принятые во внимание вещи силой духа». В Священном Предании принято называть разумом Евангелие: «Мы ведаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Ведаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум (греч. δια­́νοιαν «диануан» диа- «две части», -нус «ум»), да познáем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (Апостола Иоанна послание 1, 5:19-20). Плодами разумения являются познание и разрушение целого. В древнем славянорусском тексте Книги Бытия Древо познания называется более точно: «Древо еже ведети разуметельное доброго от лукавого»: «И прозябé Бóг ещé от­ земли́ вся́кое дрéво крáсное в видѣ́нiе и дóброе в снѣ́дь: и дрéво жи́зни посредѣ́ рая́, и дрéво éже вѣ́дѣти разумѣ́телное дóбраго и лукáваго» (Бытие, 2:9). Отведав плодов Древа познания, человек самовольно начал познавать яд лукавства, саморазрушение и смерть. Ведение лукавства лишило человека Райского блаженства и сделало его смертным: «Блажéн человѣ́к, и́же (который) обрѣ́те премýдрость, и смéртен, и́же (тот, кто) увѣ́дѣ рáзум» (Притчи Соломона, 3:13). Вместо обращения к Преумдрости Бога человек обращается к собственному разумению и принимает смерть за добро, а жизнь – за зло: «Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (От Луки, 11: 51-52). Освобождение от первородного греха (от погрешности в выборе между добром и злом) возможно только посредством послушания человеческого разума Божьей Премудрости – благоразумия: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» От Матфея, 7: 24-29).
Опыт слова «разум» помогает увидеть три действия, которые способен осуществлять разум 1) ord(h)/rej (раз-) «разделять пополам, разрушать»,2)*au- (у-) «принимать во внимание», «воспринимать»; *mьn- (-мъ) «устремление духа», «мысль». Итак, разум, руководимый устремлениями духа (см. подробнее об устремлениях духа Живой путь души), воспринимает нечто, что затем разделяет пополам. По сути, речь идет о состоянии разума, который вкушает плоды Древа познания.

А теперь посмотрим на опыт слова «благо».
БЛАГО – согласно предположениям этимологов, возможно, происходит от того же корня, что и белый: *bhelg- «гореть, сиять, блестеть». В древнерусском языке болого – «хорошо, добро» В. Даль: «добро, все доброе, полезное, служащее нашему счастью». БЛАГИЙ – одно из имен Божиих: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий (ἀγαθέ) ! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус же рече ему: что мя глаголеши блага (ἀγαθόν); никтоже благ (ἀγαθὸς), токмо един Бог» (От Марка, 10: 18). В древнегреческом оригинале этого текста на месте слова БЛАГ стоит ἀγαθὸς /агатхос/ , а в латинском bonum/ bonus. Этимологи возводят греческое слово к двум древним корням: 1) *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» - тот же корень, что в слове «мега» породил первую часть ἀγα; 2) корень *dʰheh- «вдохновлять, утверждать» - тот же, что и в русском ДЕЛАТЬ, породил вторую часть, от которой в греческом слове остался только один звук θ (из сочетния /дъх/. В латинском слове-кальке с ἀγαθὸς эти два корня представлены более полно: magnificus /магнификус/ (magn из *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» + fic- из *dʰheh- «делать»). На русской почве корень *m̥ǵh- породил слово МОГУЧИЙ (буквально «тот, что все может»), а от корня *dʰheh- произошли слова ДЕТЬ/ДЕВАТЬ, ДЕЛАТЬ. В «ветвенном родстве с этими словами, по-моему, находится слово ДУХ, которое этимологи возводят к воссозданному ими древнему корню *dʰewh- «исходить от огня, курить(ся)». В сочетании первообразов «могущество, мощь (Творца)» и «вдохновлять, утверждать» рождается единое живое корнесловное представление об истинном БЛАГЕ: «Плод творчества, вдохновенного мощью Духа Истины и благословенного Словом Божиим». В Евангелии, несмотря на то, что «никтоже благ, токмо един Бог», благими могократно именуются те люди, которые действуют по-Божески, творят добро, сохраняя при этом свою чистоту души и праведность: «Разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр (в славянском тексте БЛАГ, в греческом ἀγαθός) ?» (От Мафея, 20:15).
Как видим, цельный опыт слова «Благо» представляет собой нечто белое, которое горит, сияет, блестит. И это хорошо, добро. Если захотеть увидеть, из чего складывается это сияние, то обнаружим два древних корня: 1)*m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный»; 2)*dʰheh- «вдохновлять, утверждать» (делать). Получаем, что благо есть нечто, что вдохновляется и утверждается тем, кто могуч и мощен, то есть Богом, и как результат – рождается нечто белое, то есть горящее, сияющее и блестящее. И это является хорошим, добрым.

А теперь соединим смысловые отпечатки разума и блага, чтобы полнее представить себе состояние благоразумия.

Поскольку разум направлен на благо, то он предстоит устремлениям духа, воспринимает и принимает во внимание нечто твердое, могучее и мощное, что вдохновляет его, но дальше он делает еще шаг вперед – навстречу благу, и на этот раз утверждает это твердое, то есть белое, сияющее, блестящее. Если уточнить, что же подразумевается под подлинным благом, то окажется, что белый, сияющий, блестящий, горящий - все связаны с описанием света. Можно предположить, что в состоянии благоразумия разум человека озаряется светом. А поскольку все освещается, то разум способен видеть нечто как целое и неразделенное, то есть воспринимать целостный образ, открываемый ему в свете блага. Открывшийся душе освещенный цельный образ, помогает разуму видеть все, как есть, но более важно, – что необходимо делать, чтобы утверждать благо, то есть нести свет (сияющее, блестящее, белое).

По сути, речь идет о том, что разум в состоянии благоразумия различает при свете. Это и напоминает вкушение плодов Древа Жизни, когда каждый плод – всегда Благо, потому что дарит разуму свет, при котором творить благо значит, видя, как все взаимосвязано, помогать открывать свет, направляя на него разум, высвечивать, показывая нечто в свете, то есть являться лучом божественного блага, и тем самым, творить лучшее.

Чтобы четче увидеть, что значит твердь света, посмотрим на опыт слова «твердый».
ТВЕРДЫЙ – от древнего корня *tur- «охватывать», «ограждать», «обрамлять», «придавать вид». Однокоренное с творить, утверждать, тварь. В польском языке однокоренное twarz (тва(р)ж) «лицо», «внешность». Утверждение корнесловно представляет собой наполнение изрекаемой силой Духа нареченных Словом пределов, образующее вещи тварного мира. Словесное утверждение, то есть наречение своим именем – обязательное завершение сотворения небесной тверди: «И речé Бóгъ: да бýдет твéрдь посредѣ́ воды́, и да бýдет разлучáющи посредѣ́ воды́ и воды́. И бы́сть тáко. И сотвори́ Бóг твéрдь, и разлучи́ Бóг междý водóю, я́же бѣ́ под твéрдiю, и междý водóю, я́же бѣ́ над твéрдiю. И наречé Бóгъ твéрдь нéбо. И ви́дѣ Бóг, я́ко добрó. И бы́сть вéчер, и бы́сть ýтро, дéнь вторы́й» (Бытие, 1:6-8). Согласно Книге Бытия, сотворение тверди (неба) происходило в течение всего Второго из шести Дней творения. Вода над твердию – духовный мир Благодати Божией, царство Духа Истины. Исполняясь свыше Божьей Благодатью, вода под небом дает жизнь всем сотворенным вещам. Без нисхождения «воды над твердию» ничто не произрастает и не начинает жить на земле «под твердию»: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Бытие, 2: 3-6). Между водой над твердию (Благодатью Царства Небесного) и водой под твердию (материальным миром) была утверждена великая пропасть: «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (От Луки, 16:23-26). Все живое, что есть на земле, утверждено благодатью, содержащейся в воде – основе жизни. Вещественная вода освящается нисхождением Духа Святаго по молитвам Церкви Божией: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (Апостола Павла послание Тимофею 1, 3:14-15).
Как видим, твердь света связана с охватыванием, ограждением, обрамлением, приданием вида лица, внешности твари, что творится и утверждается. В нашем случае, это и есть некий образ, который разум при свете блага, охватывает внутренним взором, а твердь света ограждает и обрамляет, то есть являет разуму образец (см. подробнее об образце Содержание души). Другими словами, разуму, руководимому устремлениями духа, при свете является образец – цельный и совершенный образ возможного. И тогда становятся понятными слова апостола Павла:
Послание к Римлянам 12:2
и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Смотря на цельный образ, разум преображается, поскольку предстоит благому, угодному и совершенному – явленному образцу.

легкость смиренномудрия

Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
Послание к Колоссянам 3 глава – Библия
Человек, открывший тропинку к Древу Жизни, получает в качестве дара свет разума, то есть способность видеть цельный и совершенный образец, но вот, что с этим делать и как взаимодействовать с тем, что открывается, еще предстоит научиться. И в этом начинании поможет слово "смиренномудрие", которое часто упоминается в святых текстах, указывая человеку на некое особенное состояние души, находящейся в предстоянии духу божественной Премудрости.

Внимательно приглядимся к опыту слова «смиренномудрие» и постараемся воссоздать внутренний опыт души в этом состоянии.
СМИРЕНИЕ Происходит от гл. смирить, из др.-русск. съмѣрити «умерить, смягчить, подавить», из мѣра «мера», далее из праслав. *měra, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. мѣра (др.-греч. μέτρον), русск. мера, укр. мiра, мíрити, болг. мя́ра, сербохорв. мjе̏ра, словенск. mẹ́ra, чешск. míra, словацк. miera, польск. miara, в.-луж., н.-луж. měra; восходит к праиндоевр. *meh₁- «мерить». Русск. смирить, смирение и т. п. сближено с мир по народн. этимологии.
Как видим, опыт слова «смирение» восходит к «мерить», а по народной этимологии к слову «мир». Посмотрим на слово «мера», чтобы уточнить, что значит умерить, смягчить, подавить.
МЕРА – от двух древнейших корней, связанных со сбором и распределением урожая зерна: основной *me- «оценивать, определять ценность при обмене» и дополнительный (суффиксальный) *rъ «разделять на части, распределять». Первый корень *me- тот же, что в славянорусском мен «мера (зерна) гирька для взвешивания»; в современных русских безмен «рычажные весы без гирь», менять, меньше, мелкий, мельница, мерить, межа, метать, месить, минута; в сансрките मानी /мани/ «мерить, мера», मीनाति /минати/ «менять»; в древнегреческом μετρέω /metreo/ «замерять, оценивать»; в латинском mensura /мензура/ «мера» (длина рабочей, звучащей части струны на музыкальных инструментах); в английском measure /межэ/ «мерить», meal /мил/ «еда (порция еды)», mow /моу/ «жатва». Второй, дополнительный корень *rъ «разделять на части, распределять» в этом слове тот же, что в таких славянорусских словах, как ряд, раз, разить, резать, решать, рознь, разница, различие; в санскритском राजि /райи/ «ряд, ранг»; в древнегреческом ῥῆμα /рема/ «глагол (произнесенное, буквально «отрезанное» слово), ῥυθμός /рифмос/ «ритм, рифма», ἀριθμός /арифмос/ «количество»; в английских reckon /рекон/ «считать», rule /рул/ «управлять». Сочетание образов «оценивать, определять ценность при обмене» и «разделять на части, распределять» порождает единое представление о МЕРЕ как о едином образце и эталоне оценки, применяемом для распределения благ и ценностей. В Новом Завете слово МЕРА часто применяется для разъяснения порядка обмена вещей и регулирования взаимоотношений между Богом и людьми.
Мера связана с оценкой, определением ценности при обмене, которая и позволяет распределять и разделять на части. Чтобы четче представить, какой обмен подразумевается в нашем случае – высвечивании для разума образца, взглянем и на опыт слова «мир».
МИР – от древнего корня *mei-/moi-/mi- «кроткий, смиренный», того же, что и в милый. Конечный согласный –р в этом слове, называемый учеными расширителем, вероятно, является дополнительным древним корнем (суффиксом) –ръ «резать, разделять, разрешать». Единое исходное представление, связанное со словом МИР: пребывание в согласии, единодушии, любви и покое, а также разделение с дикой враждой, неукрощенной стихией и буйством. Согласно Священному писанию, возврат человечества к первозданному миру после грехопадения возможен только после очищающего разделения: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (От Матфея, 25:31-34). Объясняя Свой первый приход в мир, Спаситель говорит о том, что для восстановления на Земле вечного Божьего мира сначала необходимо разделить людей, враждующих между собой, несмотря на кровное родство и мирские тесные связи: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (От Матфея, 10:34-38). В церковной славянской культуре представление о различии внешнего мира (падшего и враждующего) и внутреннего мира (смирению и укрощенного) закрепилось в традиции двоякого написания: мiръ «внешний мир, мирщина, место жительства мирян» и миръ «внутренний мир, покой, храм души». Укротить и смирить себя как во внешнем мiре, так и в собственной душе человеку дано только одним путем: в Слове Божием Иисусе Христе. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын волит (βούληται «волитэ») открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (От Матфея, 11:27-30).
Опыт слова «мир» демонстрирует два различных опыта: кроткий, смиренный и резать, разделять, разрешать. По сути, речь идет о двух мирах, в котором существуют различные законы: внешний мир, мирщина (дольний мир) и внутренний храм души (горний мир). Слова Христа о том, что возвращение в первозданное состояние души возможно лишь после очищающего разделения, могут значит, что прежде чем прийти к Древу Жизни, как источнику совершенной Премудрости, человек из своей внутренней свободы совершает выбор – чей он, для чьего мира свой (см. подробнее про свой в Укрепляясь духом). Для внешнего мира, где принято разделять, или для внутреннего, духовного мира, где быть кротким и смиренным (со своей духовной мерой) – это и быть в гармонии с собой и с миром. Два мира, два образца. Если применить этот выбор к словам твердь света, то окажется, что дольний мир скорее ориентирован на твердое, но забывает про свет, и потому разделяется, то есть вкушает плоды Древа познания, забывая про различия, открываемые при вкушении Древа Жизни.

В горнем же мире твердь света – это легкое и возвышенное, ведь сотворено из света. А значит, именно свет и является тем основанием, который придает явленному образцу неповторимый, чудотворный, но очень реальный вид, к которому хочется стремиться, потому что уважает человеческую свободу, как цветок, растущий в саду, дарит свой аромат лишь тем, кто нежно и трепетно любуется, но иссыхает, когда его пытаются сорвать. Возможно, твердь света – это и есть цветок, которым человек может лишь вдохновляться, вдыхая его образ, различать его кроткий аромат, и помогать расти, чтобы являть миру, тем самым, преображая его красотой благого образца.

И тогда смиренномудрие – это состояние человека, который видит являющийся ему благой образец, смиренно различает совершенное (мера), учится его понимать и, сохраняя в памяти (мудрость), помогает расти этому в горнем мире, то есть облагораживать храм души мира. Другими словами, душа человека, выбравшая горний мир, в своей мере учится умеривать, смягчать и подавлять твердое, чтобы соотноситься с безмерной легкостью тверди света, к которой можно относиться лишь трепетно, любя явленную хрупкость и благодаря за возвышенный образец.

Слово «соотноситься», происходящее от «нести» поможет прочувствовать отношения с твердью света. Ведь для того, чтобы нести свет, нужно тонкое понимание хрупкой мягкости пушинки, текучей игривости капли воды, пылкой искрометности огня свечи, невесомой легкости веяния ветра и, наконец, трепетной ранимости чистого сердца души мира…

цельность здравомыслия

Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,

и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
Притчи 3 глава – Библия
Человек, ищущий пути к истокам Премудрости, совершивший ключевой для своей жизни выбор, оказывается на пути к исцелению разума и сердца. И первым подарком, которым его награждает дух Премудрости, - здравомыслие.

Вглядимся в опыт слова «здоровый», чтобы увидеть, что это за состояние разума.
ЗДОРОВЫЙ Происходит от праслав. *sъdorvъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. съдоровъ, ст.-слав. съдравъ (др.-греч. ὑγιής), русск. здоровый, укр. здоро́вий, болг. здрав, сербохорв. здра̏в, здра̏ва, словенск. zdràv, zdráva, чешск., словацк. zdravý, польск. zdrowy. В праслав. *sъdorvъ sъ = др.-инд. su «хороший» и *dorvo-, связанного чередованием с дерево, т. е. «из хорошего дерева». Ср. др.-инд. dā́ru «полено», авест. dāru «бревно, дерево», греч. δόρυ «дерево, копье», готск. triu «дерево», греч. δροόν ̇ ἰσχυρόν (Гесихий) и т. д. Ср. также значение нем. kerngesund «совершенно здоровый»: Kern «зерно, сердцевина», лат. rōbustus «дубовый, крепкий, здоровый» — от rōbur «древесина дуба, дубовое дерево».
Как видим, «здоровый» связан с образом полена, сделанного из хорошего дубового крепкого дерева, имеющего зерно, сердцевину. В Укрепляясь духом уже говорилось про душу-ветвь, которая прививается духом к сердцевине Древа Жизни и потому становится крепкой и храброй, в этом исследовании остается обратить внимание на то, что здоровое полено – именно то, которое из хорошего дерева. Как помним, опыт слова «благо» создает образ тверди света, которая является хорошей. А значит, здоровый или цельный разум – тот, кто привит к хорошему дереву, то есть к Древу Жизни.

А теперь посмотрим на опыт слова «мысль».
МЫСЛЬ - первый древний корень mon-dh-/*meu-dh-/*men-dh- означает «устремление духа к цели, дума». Происходит от праслав. *myslь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мысль ж. (ср. укр. мисль), ст.-слав. мысль (др.-греч. διάνοια, λογισμός), болг. ми́съл, сербохорв. мисао (род. п. ми̑сли), словенск. misǝl (род. п. mȋsli), чешск. mysl, словацк. mysel, польск. myśl, в.-луж., н.-луж. mуsľ; предположительно из *myd-slь или *myd-tlь. Встречается в им. собств. (др.-русск. Перемыслъ, Осмомыслъ, Добромыслъ). Родственно лит. maudžiù, maudžiaũ, maũsti «тосковать (по), страстно желать», ãpmaudas «досада», готск. gamaudjan «напоминать», ufarmaudei ж. «забвение», др.-греч. μῦθος м. «речь», μυθέομαι «говорю, беседую, обдумываю», ср.-ирл. smūainim «думаю» (*smoudniō), нов.-перс. mōуе «жалоба» (у из d), must — то же.
Мысль есть устремление духа к цели. Цель, о которой мыслим – мы страстно желаем, напоминаем себе, беседуем, жалуемся.

А теперь соединим, создав образ состояния здравомыслия. Здоровая мысль, привитая к хорошему Древу Жизни, руководится устремлениями цельного, то есть благого духа, беседует с ним, который напоминает о себе и которому душа в мыслях жалуется на несовершенство внешнего мира.

Другими словами, исцеление разума происходит потому, что он мыслями устремлен к целому и потому, озаряясь им, исходит из целого (исцеление).

Чтобы четче увидеть движение разума к исцелению, нам поможет слово «предел», то есть пространство перед делением. Что же это за порог, разделяющий допредельное и запредельное? Возможно, это ключевой вопрос, который задается душе: Ты свой для какого мира? Ты - полено из хорошего дерева?

Если мысли человека устремлены к целому, а сердце его чисто, то душа попадает в пространство за пределом, то есть в место, которое открывается после деления. Образно это можно описать как путь от Древа познания к Древу жизни. Иначе говоря, за пределом открывается целое, то есть нечто, что озарено твердью света.

пространство предзнания

стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы стали зрелыми и цельными, без всяких недостатков.
Если кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, Который, не упрекая, щедро наделяет ею всех, – и ему будет дано.
Иакова, глава 1
Если знание, получаемое до предела, когда вкушались плоды Древа познания, разделяло получаемое знание и потому получалось по-знание, то есть то, что делается после того, как получено знание, то в пространстве запредельном душа оказывается предстоящей цельному знанию, - тому самому совершенному образцу, и потому может только запоминать, учиться понимать, замечать, метить. Иначе говоря, в пространстве предзнания и оказываются нужны качества смиренномудрия, то есть смиренного различения тверди света, которую можно только запоминать и различать, чтобы впоследствии сотворить, явить миру.
ЗНАТЬ Происходит от праслав. *znati, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. и ст.-слав. знати, знаѭ, русск. знать, укр. знати, белор. знаць, болг. зная, сербохорв. зна̏ти, зна̑м, словенск. znati, znȃm, др.-чешск. znáti, znaju, чешск. znát, словацк. znаť, польск. znać, в.-луж. znać, н.-луж. znaś. Родственно лит. žinóti, žinaũ «знать», латышск. zināt zinu, др.-прусск. ersinnat «узнать», др.-инд. jānā́ti «знает», страд. jñāyátē, др.-перс. adānā «он узнал», д.-в.-н. irknâan «узнавать» (из *knējan), греч. γιγνώσκω «узнаю» (аор. ἔγνω: ст.-слав. аор. позна), лат. nōscō, алб. njoh «знаю, узнаю», готск. kann «знаю», тохарск. knan «знать». Вероятно, восходит к индоевроп. *ǵen- «знать», тождественно *ǵen- «рождать(ся)» и происходит из этого последнего.
Опыт слова «знать», как видим, тождественен «рождаться», но также и и слову «узнавать». Все, что может разум человека в этом пространстве – узнавать, различать, чтобы понимать. Но слово «знать» восходит также к слову «знак» (см. подробнее про знак Живой путь души). В нашем случае это значит, что разум, руководимый устремлениями духа, попадая в состояние предзнания, учится узнавать явленное цельное знание, получает знак тверди света, который отпечатывается на душе, позволяя сохранять в памяти полученный оттиск образца, который приводит к рождению в душе светлого и легкого, и это душу облагораживает и озаряет.

поток присутствия

Через два дня Он оживит нас,
а на третий день Он восстановит нас,
чтобы мы жили в Его присутствии.
Осия, Глава 6
А теперь постараемся уточнить внутреннее состояние души в момент предстояния совершенному, благому, цельному знанию, даруемому духом Премудрости.

Разум, узнающий цельное знание, оказывается при сути, то есть в этот момент душа испытывает состояние присутствия. И как помним, Премудрость обещает своим верным ученикам существенное благо. Чтобы ощутить особенность этого состояния, взглянем на опыт слова «суть».
СУТЬ – традиционно рассматривается учеными как форма множественного числа третьего лица глагола быть. состоит из двух древних корней: су- и -ть. Восходит к тому же корню-этимону, что и сущность. Более древние формы этого слова сутий и краткая сый означают «настоящий, сущий». В ветхозаветной книге Исход Господь говорит о Себе в первом лице и единственном числе: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». Еврейское Иегова, причастие настоящего времени единственного числа от глагола гайа «быть», закономерно переводится на славянский язык как Сущий. В греческом переводе – то же самое: «эго (Я) эми (есмь) о он (сущий)». В Евангелии Господь наш Иисус Христос также говорит о Себе: «Азъ éсмь пýть и и́стина и живóтъ: никтóже прiи́детъ ко Отцý, тóкмо мнóю» (От Иоанна, 14:6). В слове истина второй этимологический корень – тот же, что и в суть: *-ть. Этот древнейший корень восходит к представлениям о точке, течении, ткани, тексте. Точка определяется в науке как «место, не имеющее измерения». По-гречески «место» называется топос (от того же корня, что и точка). Чтобы получился источник, надо обязательно ткнуть, точнее, проткнуть перегородку, проникнуть из нашего измеренного мира в «место, не имеющее измерения» - в иной мир. В христианском Священном писании триединый Источник всего сущего называется «Аз есмь». Об этом Источнике еще говорится, что Он «всегда тот же». Таким образом, этимологический корень *-ть пробуждает в сознании живое представление о едином нематериальном и невидимом Источнике, из Которого проистекает все сущее, и в Котором осуществляется течение (ток) всякой жизни – все во всем. Вторая мысль, без которой невозможно породить цельное живое представление о сути, связана с корнем *су-. Этимологи возводят этот приставочный корень как древнему образному представлению о неслитном слиянии, теснейшей связи, сугубом соединении – «все в одном». Таким образом, суть вещей этимологически представляется как слияние творения с Творцом, связь текущего потока со своим Источником, единство текста с точкой зрения его Автора.
Открываемый образ, рисуемый опытом двух древних корней су и ть, создает представление о бытии и точке, течении, ткани, тексте. Совместив, мы получим, что присутствие – состояние, в котором оказываешься в точке течения или ткачества словесной ткани бытия, где все в одном. Другими словами, душа в это мгновение попадает в поток, движется по току к истоку. Создается образ живой кровеносной системы Вселенной, которая постоянно ткется, течет, бытийствует. Душа, входя в состояние потока с источником, получает острый опыт (см. подробнее про точку Содержание души).

Но все же, как, находясь в потоке, что-то увидеть. Поможет ощутить этот опыт слово «метить». Как помним, оно встречалось нам в опыте слова мудрый.
МЕТИТЬ Происходит от праслав. *mětiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мѣтити, русск. метить, укр. мітити «метить», болг. мета «примета, родинка», меціць, болг. смя́там «считаю, полагаю», сербохорв. замиjѐтити «заметить». Сравнивают с др.-инд. mātíṣ «мера, правильное познание», abhímātiṣ «преследование, покушение», авест. māta- «измеренный, образованный», лат. mētior, -īrī «мерить, измерять», греч. μῆτις «совет, замысел, смышлёность», μητιάομαι «выдумываю», μητιάω «принимаю решение», др.-инд. mā́ti «мерит», русск. мера.
Как видим, метить связано со словами примета, родинка, мера, мерить, совет, замысел. Соединяя смысловые отпечатки, получаем представление, что метить, или иначе целиться во что-то, связано с движением к цели (целое), осуществлению замысла (за мыслью – за устремлением духа), на основе которого принимается решение о собственной мере.

Другими словами, чтобы что-то заметить, нужно иметь замысел и знать собственную меру, ведь затем это нужно будет нести, то есть воплощать в жизнь. Для горнего мира души это значит, что двигаясь в потоке, разум, руководимый устремлениями духа, ведется страстным желанием движения к целому, различает, то есть метит, целится, основываясь на совете духа, который его ведет. Иначе говоря, дух советует получать (запоминать, запечатлевать) в меру, душа прислушивается. Получая знак целого, душа, исцеляясь, становится целомудренной, то есть соотнесенной с цельной мудростью, истоком, откуда она получает знание.

В заключение воссоздадим путь, который проходит душа и разум, ища пути к духу Премудрости. Переменив разум, направив его к благу, разум учится различать твердь света (благоразумие), а собственную меру смиренно смягчать, умеривать, то есть подавлять твердое, чтобы соотноситься с легким явленным совершенным, благим, угодным образцом (смиренномудрие). Выбрав горний мир, душа проделывает путь от Древа Познания к Древу Жизни, получая в качестве дара здравомыслие (способность устремляться к цельным мыслям). Руководимая духом, устремляется к пределу (перед делением), и оказывается в токе потока, движущегося к истоку (присутствие), и, прислушиваясь к совету духа Премудрости, метит в нечто, что соотносится с замыслом. Печать, рождаемая в душе, после попадания в цель (целое), облагораживает и озаряет ее светом, вдохновляющим воплотить задуманное, тем самым, давая энергию (ток) для сотворения легкого, потому что цельного и свободного, но твердого, потому что полученного из тверди света. Воплощая задуманное, душа, тем самым, несет явленный образец в жизнь, исцеляя, то есть, преображая горний мир – душу мира.
*Этимология слов взята с сайтов Викисловарь и словаря-справочника pervobraz.ru

Вам может понравиться

У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone