Опыт слова «мир» демонстрирует два различных опыта: кроткий, смиренный и резать, разделять, разрешать. По сути, речь идет о двух мирах, в котором существуют различные законы: внешний мир, мирщина (дольний мир) и внутренний храм души (горний мир). Слова Христа о том, что возвращение в первозданное состояние души возможно лишь после очищающего разделения, могут значит, что прежде чем прийти к Древу Жизни, как источнику совершенной Премудрости, человек из своей внутренней свободы совершает выбор – чей он, для чьего мира
свой (см. подробнее про свой в
Укрепляясь духом). Для внешнего мира, где принято разделять, или для внутреннего, духовного мира, где быть
кротким и смиренным (со своей духовной мерой) – это и быть в гармонии с собой и с миром. Два мира, два образца. Если применить этот выбор к словам
твердь света, то окажется, что дольний мир скорее ориентирован на твердое, но забывает про свет, и потому разделяется, то есть вкушает плоды Древа познания, забывая про различия, открываемые при вкушении Древа Жизни.
В горнем же мире
твердь света – это легкое и возвышенное, ведь сотворено из света. А значит, именно свет и является тем основанием, который придает явленному образцу неповторимый, чудотворный, но очень реальный вид, к которому хочется стремиться, потому что уважает человеческую свободу, как цветок, растущий в саду, дарит свой аромат лишь тем, кто нежно и трепетно любуется, но иссыхает, когда его пытаются сорвать. Возможно, твердь света – это и есть цветок, которым человек может лишь вдохновляться,
вдыхая его образ,
различать его кроткий аромат, и помогать расти, чтобы являть миру, тем самым, преображая его красотой благого образца.
И тогда
смиренномудрие – это состояние человека, который видит являющийся ему благой образец,
смиренно различает совершенное (мера), учится его
понимать и, сохраняя в памяти (мудрость), помогает расти этому в горнем мире, то есть облагораживать храм души мира. Другими словами, душа человека, выбравшая горний мир, в своей мере
учится умеривать, смягчать и подавлять твердое, чтобы
соотноситься с
безмерной легкостью тверди света, к которой можно
относиться лишь трепетно, любя явленную хрупкость и благодаря за возвышенный образец.
Слово «
соотноситься», происходящее от «
нести» поможет прочувствовать отношения с
твердью света. Ведь для того, чтобы
нести свет, нужно тонкое понимание хрупкой мягкости пушинки, текучей игривости капли воды, пылкой искрометности огня свечи, невесомой легкости веяния ветра и, наконец, трепетной ранимости чистого сердца души мира…