этимологи возводят этот глагол к древнему корню *hwed- «приданое невесты», тому же, что и в славянском слове вѣно «плата за невесту, приданое невесты». В средние века глагол вѣновати, вѣнити означал «продавать». К этому же корню относят и древнегреческое ἕδνον /hédnon/ «приданое невесты». По-моему, древний корень *hwed- является вариантом-«перевертышем», зеркальным звуковым отражением более древнего корня *wedʰ- «влечь за собой», того же, что и в санскритских словах वधू /вадху/ «молодая жена (которую муж ПРИВЕЛ в дом)», विधा /видха/ «выкуп, плата за невесту», विधि /видхи/ «ведомый и водитель (одно из имен Брахмы в индуизме)». В древнегреческом языке Евангелия есть глагол оδηγώ /одего/ «водить», который является сочетанием двух корнесловных представлений: ὁδός /одос/ «путь» и ἄγω /(х)аго/ «вести за собой, руководить»: «Сказал также им притчу: может ли слепой водить (ὁδηγεῖν /одегин/) слепого? не оба ли упадут в яму?» (От Луки, 6:39). Среди древних корней, содержащих образ движения, этимологи различают еще один, ветвенно родственный ВЕСТИ: *weǵʰ- «везти». Кроме глагола ВЕЗТИ к корню *weǵʰ- ученые возводят такие славянорусские слова, как ВОЖЖИ, ВЕС(ИТЬ), ВЕСЛО, ВАГА «вес», ВАЖИТЬ «весить», ВАЖНЫЙ «имеющий большой вес». Когда человек ВЕДЕТ себя тем или иным образом, ВАЖНОСТЬ, то есть весомость этого образа (образца поведения) для души имеет очень большое значение. Важный образец влечет к себе душу, привлекает внимание и вовлекает ее в свою орбиту. Неслучайно в польском языке внимание называют однокоренным с ВАГА словом uwaga /увага/. Весомые на наш взгляд образцы не только привлекают внимание, но и притягивают волю – влекут за собой, направляя ПОВЕДЕНИЕ. Важный для души образ становится ПОВОДОМ для поступков, изменяющих жизнь. Человеку кажется, что он ВЕДЕТ себя сам, по собственной воле, но всегда есть весомая, ВАЖНАЯ причина, притягивающая волю и ПРИВОДЯЩАЯ к подвигу или преступлению: «И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Бытие, 4:6-7). Человек всегда ВЕДЕТ себя по какому-либо осознанному или скрытому ПОВОДУ – по той веской причине, которая ПРИВОДИТ в действие сначала душу, а затем тело. Безличное устойчивое выражение «мне ВЕЗЕТ (повезло)» обличает духовную слепоту – неведение ПОВОДА, то есть того образца, важность которого притянула волю и заставила ум действовать тем или иным образом. Какая весомая причина, чья важная духовная сила увлекает и ПРИВОДИТ нас к тем или иным поступкам, действиям, мыслям, желаниям и выборам на жизненном пути? – Причиной жизни и главной притягательной для души силой всегда является Бог, а причиной смерти, ошибок и трудностей на жизненном пути к Богу – враг человеческий, который всегда старается уловить душу, выдавая хитросплетения суетных иллюзий за кажущийся смысл жизни и важные причины поступков. «Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь (ὁδὸν /одон/, родственно ХОД, ВОДИТЬ), по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет (ὁδηγήσει /одегиси/ - те же корни, что и в слове ОДИГИТРИЯ «путеводительница») меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи (ἐξάξεις /эксаксис/) из напасти душу мою» (Псалтирь пророка Давида, псалом 142:8-11). Глагол ἐξάγνυμι /эксагними/, формой которого является ἐξάξεις /эксаксис/, буквально означает «исторгнуть», то есть силой вырвать из плена, изъять из напастидушу. В основе этого глагола лежит древний корень *wag- «ломать (силой большого веса – ВАГИ)». В древнегреческом языке корням *wag- и *weǵʰ- ветвенно родствен глагол ἄγω /(х)аго/ «вести за собой, руководить». Руководитель, ведущий (лидер) буквально притягивает и увлекает за собой ВЕДОМЫХ величиной и силой своего авторитета. Глагол ἄγω присутствует как составная часть в таких словах, как ПЕДАГОГ, ДЕМАГОГ, АГРОНОМ. Именно этот глагол наиболее часто переводится в славянском и русском тексте Священного писания как ВОДИТЬ/ВЕСТИ: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (ἤγαγεν /егагин/ - от ἄγω) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие, 2:19). Нарекая животных и птиц именами- номинациями, Адам действовал как агроном: сеял в душах животных те скрытые в именах корнесловные образы, которые определили их ПОВЕДЕНИЕ из рода в род. Предположение ученых о том, что слово АГРО, ныне означающее сельское хозяйство, связано с глаголом ἄγω /аго/ «веду», имеет веские основания. Возделанное и засеянное поле ранее называли словом СЕЛО – место. Где посажены (седят) зерна. Силы Земли и Духа, подающего жизнь, ПРОИЗВОДЯТ на свет растения. И́ну при́тчу предложи́ и́мъ, глаго́ля: подо́бно е́сть ца́рствiе небе́сное зе́рну гору́шичну, е́же взе́мъ человѣ́къ всѣ́я на селѣ́ (ἀγρῷ/агро/) свое́мъ» (От Матфея, 13:31). Душа человека, – это село, засеянное словами, в корнях которых живет образующая сила Духа истины. Укоренившиеся в душе слова ПРОИЗВОДЯТ на свет урожай в виде отношений к вещам, переживаний, высказываний и поступков. Слово, нашедшее в сердце живой отклик, всегда становится ПОВОДОМ для переживаний, поступков и жизненных выборов. Укорененные в почве сердца словесные образы сочетаются друг с другом в единый корнесловный текст – представление о жизни, называющееся еще взглядами или мировоззрением. Подобно тому как враг человека из Евангельской притчи посеял плевелы на поле (селе), засеянном доброй пшеницей, словесное поле сердца также страдает от множества злых сорняков. Если сорные ядовитые словесные представления забивают в душе зерна истины, ПОВЕДЕНИЕ человека становится богохульным как в речи, так и в поступках. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (От Иоанна, 8:31). Как словесное разумное существо человек не может не пребывать в слове. Кто в чьем слове пребывает, тот и ВЕДЕТ себя тем или иным образом – как видит и представляет себе образец ПОВЕДЕНИЯ, так себя и ВЕДЕТ: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего» (От Иоанна, 8:37-38). Поскольку человек ВЕДЕТ свои дела и себя самого так, как он ВИДИТ, здесь надо с сожалением указать на ошибочность современного перевода Евангелия. Когда Христос говорит о Своем видении «Я говорю то, что видел у Отца Моего», в древнегреческом оригинальном тексте он употребляет глагол ἑώρακα /иорака/ - от ὁράω /орао/ «видеть в е истины», а когда говорит о видении духовно слепых иудеев «вы делаете то, что видели у отца вашего», Он употребляет иной глагол ἠκούσατε /икусате/ - от ἀκούω /акуо/, того же корня, что и акустика, «слышать, быть послушным». Точный перевод здесь был бы «вы поступаете по послушанию отца вашего», то есть, как свойственно впавшему в искушение человеку, по научению древнего змия. В этих строках Евангелия от Иоанна Господь обличает нас в том, что мы ВЕДЕМ себя не по-Божески, не на основе Закона Божьего, а по-своему, по слухам и сплетням. Вместо ПОВЕДЕНИЯ в свете и Слове истины ВЕДЕМ себя по принципу «куда сказали, туда и пошел». «Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость — страх Господень, и во всякой мудрости — исполнение закона» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова,19:16-18). То, как ВЕДЕТ себя человек, зависит от его способностей возделывать в поте лица словесное поле собственной души. Эта агрономия и называется устойчивым словосочетанием ВЕСТИ СЕБЯ. Все мы ВЕДЕМ себя согласно тем словам, которые укоренились в сердцах и производят на селах душ свои плоды в виде отношений, чувств, помыслов и поступков. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (От Иоанна, 15: 7- 8).