"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ" (Ев.от Иоанна)
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51))
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу живого опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и плоть, разум и сердце, мысль, чувство и ощущение, человека и Бога. Возможно, неслучайно в древних текстах различных цивилизаций пятым элементом называли Логос...

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту той подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.
— Екатерина Макаревич
Екатерина Макаревич
Автор проекта
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
Иметь в своем сердце почтение к тому, что превышает человеческую природу, то есть к вечному и неизменному, что и составляет подлинную основу мироздания, возможно, одно из самых важных условий для того, чтобы открыть внутреннюю связь, облагораживающую человеческую душу.

Филолог Екатерина Макаревич исследует природу слов, чтобы воссоздать внутренний опыт души, обретающей опыт чтения книги Жизни, чуткого внимания, позволяющего различать благовонное веяние блага; силу веры, надежды и любви, одевающих душу в свет и помогающих проходить сквозь препятствия. А также почтения к духу, ведущему по прямому пути к истине, - к сотворению, которое проявит подлинную красоту души.
НИТЬ БЛАГОЧЕСТИЯ
Основатель The Virtuoso, филолог Екатерина Макаревич о чтении книги Жизни, внимающей душе, чуткой интуиции и соблюдении Истины

опыт чтения

Сын чтит отца, и раб – господина своего; если Я – отец, то где почтение ко Мне? и если Я – Господь, то где благоговение предо Мною?
Малахия 1 глава – Библия
В предыдущих исследованиях исследовался дух совета и крепости (Укрепляясь духом), дух премудрости и разума (Дух премудрости). В этом исследовании внимательнее приглядимся к духу ведения и благочестия.
Исаия, глава 11
и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
И начнем наше путешествие ввысь, в горний мир души, с опыта слова «благочестие». Как и в случае с благоразумием (см. подробнее Дух премудрости), благочестие в первом приближении значит честь, направленная на благо. Поэтому первоначально присмотримся к слову «честь», а затем соединим полученный опыт с благом, тем самым, воссоздав внутренний опыт души, испытывающей состояние благочестия.
ЧЕСТЬ – от древнего корня *kuei(t) «чтить, уважать», того же, что и в русских словах чтить, (с-/по-/у-) чет, (с-/по-) читать, честный; в санскритском चिन्तन /чинтана/ «спокойное мышление, дума». Корнесловная суть словосочетаний «чтить кого-либо», «читать чье-либо имя» и «считать кого-либо хорошим или плохим» одна и та же. То же самое можно сказать и о математическом счете и бухгалтерском учете: по сути он бывает или верным, то есть честным, или неверным, то есть погрешающим против истины и лукавым. Представление о чести, почете и почитании связано с памятью и совестью. Сохранение чести и доброго имени связано с письменным учетом совершенных поступков и чтением памятных записей. Неслучайно словосочетания «Доска почета» и «Почетная грамота» связываются с чествованием доброго имени и честью человека. Таким образом, честь в мировой культуре оказывается неразрывно связанной с именем. Сохранить доброе имя и стать почитаемым или почтенным человеком – по сути одно: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (От Луки, 10:20). Поминание человека добрым словом (добрая память) является основой чести. Тот, кого Бог принимает и почитает своим на Небесах, имеет в земной жизни чистую и спокойную совесть, даже если бывает причтен человеческим судом к злодеям и преступникам. «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Книга пророка Исайи, 53:12). Производное от ЧЕСТЬ слово честный корнесловно связано с представлением о человеке, который не лукавит и прямо высказывает свое мнение; говорит то, что думает и считает истинным: «что на уме, то и на языке». Честность является основой благочестия. Греческое имя Εὖσέβιος /Евсевиос/ «благочестивый» восходит к двум древним корням: Εὖ /евъ/ «благо» (как в Евангелие «благовестие») и σέβ(о)- «почитать, воздавать честь». Корнесловно благочестие представляет собой почитание Блага (Бога) и выражается в Страхе Божием, благоговении и в способности чтить Бога, читая на скрижалях своего сердца Его заповеди и исполняя их: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (От Матфея, 19:16-17). Скрижали сердца, подобные каменным доскам Скрижалей Завета, – это евангельский образ, наглядно отражающий истинную суть совести и благочестия, в их отличии от человеческих мнений и ложных суемудрых представлений о чести, совести, благочестии и нормах поведения.
В корневое ядро чести, как видим, входят такие слова, как честность, чтить, уважать, почитать. Одновременно с этим почитание связано с чтением, а оно, в свою очередь, со спокойным мышлением, думой. Другими словами, в состоянии почтения душа читает того, кого почитает, это успокаивает мысли и вводит душу в думы.

Но приставка по- в почитание подсказывает, что оно возникает лишь после чтения. Это важное различение для нас, ведь само отношение почтения может родиться лишь после того, как мы что-то узнаем, то есть прочитаем текст, иначе увидим суть и смысл книги жизни и ее связь с устремлениями нашей души. По сути, смысл чтения и последующее решение о почтении связано с устремлением к главному образцу, который каждый из нас ткет (см. про различие образцов дольнего и горнего мира Дух Премудрости).

Раз опыт чтения так важен для почтения и обретения благочестия, то присмотримся к слову «чтение» внимательнее.
ЧТЕНИЕ – от глагола чтить/читать, который, по данным этимологических словарей, восходит к древнему первокорню *kwi- «что, кто». К этому же корню возводятся такие родственные русские слова, как считать, честь, кто, что, который; английские question «вопрос», query «допрос», which «который», who «кто», why «почему». От корня *kwi- в слове ЧТЕНИЕ остался только звук /ЧЪ/. Второй древний праязыковой корень, обычно не рассматриваемый этимологами в этом и других вышеприведенных словах, - это древнейший корень *tь- «ткнуть», от которого произошел древний корень *tek- «бежать, течь». В сочетании два корнесловных первообраза «кто/что» и «течь» порождают единый образ ЧТЕНИЯ: «единый поток мышления о том, что/кто представляется читающему».
Первообраз опыта чтения демонстрирует вопрошание к Автору главного текста – книги Жизни, то есть к Богу, и поиск ответа на вопрос, кто, который и почему. Чтобы понять, о чем идет речь, можно вспомнить о том, что любое философское учение связано с поиском ответов на вечные вопросы и, выстраивая взаимосвязи между смыслами, любой творец-автор, прежде всего, руководствуется вопросами, на которые человечество ищет ответы на протяжении веков, каждый раз отвечая на них по-разному. Другими словами, когда мы читаем текст, обращаемся к нему с вопросом – на какой вопрос автор ищет ответ. Лишь открытие главного вопроса, раскрывает то, кто такой автор, то есть какой (который) образец ткет, и почему, то есть ради чего автор пишет свой текст.

В нашем случае, вопрошание души к Богу значит поиски ответов для своей души и одновременно вечные вопросы о сути Бога. Иначе говоря, учась понимать текст Жизни, мы учимся понимать свою душу, учась понимать душу – лучше понимаем Жизнь. Это взаимное узнавание и помогает прочесть и тем самым, научиться чтить, почитать, уважать главного Автора.

Но случайны ли в опыте слова «чтения» именно эти вопросы: кто, который, почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть на опыт слов «кто», «который», «почему».
КТО - Происходит от праслав. *kъ-to, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. къто (др.-греч. τίς, τὶς, ὅς), русск. кто, укр., белор. хто, сербохорв. тко̏, ко̏ (род. п. ко̀га), словенск. kdó, чешск. kdо (d под влиянием kdе «где»), др.-чешск. kto, словацк. kto, польск. kto, в.-луж. štó (род. п. koho, š по аналогии štо «что?»), н.-луж. сhtо. Праслав. *kъ-to (относительно -tо см. тот) родственно лит. kаs «кто», латышск. kаs «кто, что» (вопр. и относ.), др.-инд. kás, kā́ «кто», авест., др.-перс. kа-, kā- ж. «кто, который», греч. гомер. τέο «кого, чей», атт. τοῦ «чей», нар. πόθεν, πό-τερος (см. кото́рый), алб. вин. ед. kё «кого?», лат. quī «который», quае, quod, оск. pui, раi, pud, умбр. роi, готск. ƕas, ƕо^, др.-в.-нем. hwaʒ «что» (род. п. hwes) «кого, чей, чего», хетт. kui — относ. местоим. и др.
Опыт слова «кто» обращает нас к новым вопросам: чей, кого, который. И тут вспоминается опыт слова «свой», который рассматривался в Укрепляясь духом. Читая книгу Жизни, душа прежде слышит вопрос, ты чей, для какого мира свой, то есть чьим духом вдохновляешься? Чей текст хочешь прочитать, и итоговое различение – который из двух миров для тебя важнее.

Смысл опыта слова «который» подтверждает, что ключевое различение – это выявление того, который из двух. В нашем случае, это может значит, что после полученных ответов на предыдущие вопросы, душа отвечает на ключевой вопрос – который из двух, то есть из нас двоих, кто важнее. Другими словами, готова ли душа услышать то, что превышает ее? А ведь для того, чтобы услышать, нужно послушать. И если итоговое испытание успешно пройдено, тогда душе открываются ответы на нужные вопросы. Иначе говоря, дух говорит с душой всегда на понятном только ей языке, но для того, чтобы озарение случилось, душа дает ответы на нужные вопросы.
КОТОРЫЙ От праслав. *kotorъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. которыи, котерыи (τίς, quis), русск. который, укр. кото́рий, ко́трий — то же, сербохорв. диал. котери, словенск. katéri, kǝtéri, ktéri, чешск. který, словацк. koterý, польск. który, в.-луж. kotry, н.-луж kótary. Родственно лит. katràs «который (из двух)?», диал. kataràs, латышск. katrs «каждый» или kurš «который?»?, др.-инд. katarás «который (из двух)», авест. katāra-, готск. ƕаþаr, др.-в.-нем. hwedar «кто из двух», нов.-в.-нем. wеdеr «ни», греч. πότερος, ион. κότερος, оск. pútúrús-píd «utrique» (им. мн.), умбр. putres-pe (род. п. ед. ч.), далее сюда же кто, что. Первонач. *kotorъ «который из двух» в отличие от *kъjь «который из многих». Ср. болг. диал. кутри́ «кто».
Неудивительно, что и опыт вопроса «почему» также связан с выявлением того, по чему человек течет и что является причиной и истоком его мыслей, что приводит его в движение.
ПОЧЕМУ Из по- и чему, от что.
Таким образом, опыт чтения обращает душу к поискам ответов на ключевые вопросы, которые можно получить лишь после того, как душа держит ответ перед главным Автором.

Интуиция внимания

поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя.
Екклесиаст 7 глава – Библия
После того, как ответы получены, душа принимает решение о том, уважать ли то, что дано. И для того, чтобы прочувствовать, что в себе несет внутренний опыт души, испытывающей уважение, присмотримся к самому слову.
УВАЖАТЬ Происходит от гл. уважать, из польск. uważać «соображать, наблюдать», связанного с нов.-в.-нем. Waage «весы», ср.: укр. ва́га, уважа́ти «принимать во внимание, считать», белор. уважа́ць «соблюдать».
Смысловые отпечатки опыта этого слова создают цепочку действий, совершаемых душой, ведомой духом: принять во внимание, взвесить на весах, наблюдать, сообразить и соблюсти. Но путь к тому, чтобы что-либо блюсти, то есть держаться полученных внутренних ответов, значит первоначально принять во внимание, то есть взять внутрь себя, затем измерить в соответствии с собственной душевной мерой (весы), найдя внутренний баланс, понаблюдать свои ощущения и образы, которые возникают, сообразоваться с ними. И когда мера души соединит нити с полученным цельным образом, явленным ей духом – мерой Мировой души (см. подробнее про здравомыслие Дух Премудрости), то есть сообразуется с ней, душа готова блюсти, то есть, держа в памяти, соблюдать его в своей жизни.

Когда душа, руководимая духом, стремится соблюдать полученные внутренние ответы, то постепенно заслуживает уважение в глазах Бога, то есть становится своей для духа. В свою очередь, в душе, которая учится блюсти божественные наставления, получаемые во время внутренних озарений, и, видя, как они преображают, рождается уважение к Всевышнему.

А теперь углубим это представление и уточним, что значит два ключевых слова, которые, являясь началом и итогом внутреннего делания, помогут в нашем дальнейшем поиске понимания состояния благочестия: внимать и соблюдать.
ВНИМАНИЕ – первая часть слова, ВН- «внутрь», обычно возводится к древнему славянскому слову вън, которое сохранилось в современном болгарском языке со значением «из». Есть в болгарском и другое однокоренное слово: вьн – глагол повелительного наклонения «Вынь!». Этимологи относят вън и вьн к словам с неясной этимологией. Причина неясности связана с носовыми звуками «юс», которые когда-то были на месте теперешних /в/ и /н/. В сочетании два носовых: 1) «юс большой», из которого получилась часть /в/ и 2) «юс малый», из которого получилось современное /н/, породили слова вън «из, наружу» (в современном русском «вынуть», где /ъ/ проявился как /ы/, или в наречии ВОН «наружу», где /ъ/ проявился как /о/) и *вьн «внутрь» (как в глаголе «внять», где /ь/ просто выпал). После выпадения редуцированных (кратких гласных /ъ/ «ер» и /ь/ «ерь») в русском языке осталась двойственная по смыслу приставка ВН-, которая может означать как «внутрь», так и «изнутри вовне». Именно так и устроено человеческое ВНИМАНИЕ, которое обращается между внутренним и внешним миром: из внешнего мира впечатления ВНИМАЮТСЯ, то есть «внутрь имаются», «улавливаются» и «схватываются налету». Из внутреннего мира, а именно, из памяти, хранящиеся там следы впечатлений ВЫНИМАЮТСЯ, вспоминаются в процессе обращения ВНИМАНИЯ. Житейские советы вроде «На себя посмотри», или «Опомнись!», «Не забывайся!» наглядно отражают двусторонний характер ВНИМАНИЯ как одновременной согласованной работы органов восприятия раздражений извне и извлечения следов сходных раздражений изнутри (из памяти). Славянский глагол повелительного наклонения «Вонмем!», с одной стороны, означает «Станем ВНИМАТЬ с усердием, не обращая внимание на внешние посторонние раздражители». В то же время, у этого церковного возгласа-призыва, звучащего в храмах перед чтением вслух Священного писания, есть и другая сторона: «Станем остерегаться парения ума и всплывающих из памяти отвлекающих воспоминаний!». Иначе говоря, возглас ВОНМЕМ призывает, с одной стороны, обратить все ВНИМАНИЕ к Слову Божию, а с другой – защищать свое ВНИМАНИЕ от посторонних раздражителей. Суть учения святой апостольской православной Церкви Христовой, согласно завещанию апостола Павла, заключается в обращении и воспитании ВНИМАНИЯ. Без ВНИМАТЕЛЬНОСТИ нет и не может быть ни послушания Воле Божьей, ни разумной праведной жизни: «И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя (в оригинале μνημονεύοντες /мнемонивонтис/, буквально «принимая во ВНИМАНИЕ», что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деяния апостолов, 20: 25-32).
Внимая внутренний голос духа Автора (слух), мы улавливаем на лету (обоняние) истинную суть, пристально вглядываемся в нее (зрение), вынимаем ее образ (осязание), берем внутрь (вкус). В итоге, все пять органов чувств, соединяясь во внимании к внутреннему зову, приводят к развитию чутья, или интуиции, которую называют шестым чувством.

Если взглянуть на опыт слова «интуиция», то окажется, что оно связано как раз с ощущениями и образами, которые возникают внутри, когда мы внимательно на них смотрим.
ИНТУИЦИЯ Происходит от лат. intueri «внимательно смотреть» из лат. in- «в-, на-, при-» + лат. tueri «смотреть, наблюдать, созерцать»
Другими словами, чтобы интуиция развивалась, нужно научиться вниманию и различению ощущений, возникающих после того, как нечто внимается. Созерцание открывающейся внутренней картины и есть развитие чутья, то есть способности в повседневной жизни различать тот образец, который ткется у человека в сердце не через произносимые им слова или выражение лица, а того, что стоит за ними.

Именно поэтому в Библии присутствует предупреждение, что внимательно внимайте зов Божий, но различайте лжепророков:
от Матфея, гл.7, 15
Внемлите (προσέχετε) от лживых пророков, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы»
В Синодальном переводе вместо внемлите написано «Берегитесь», а в древнегреческом исходном тексте употреблен глагол προσέχετε «остерегайтесь, следите, заботьтесь», то есть о том, чтобы не допустить внутрь своего «Я» лжепророчеств и не принять волков за овец.

Умение различать суть волков от овец рождается из развития способности внимать внутренний зов Божий, как самый высший голос, самый тонкий, тихий, но самый важный для нашей души. Другими словами, именно через развитие внимания к обращенному к нам изнутри голосу духа (благовонное веяние), развивается чутье во внешнем мире (интуиция).

Отсюда описание души, на которой почиет дух Господний и ее способности различать сердечное в человеке:
и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела
а руководствоваться «духом премудрости и разума, духом совета и крепости, духом ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится». Самый важный в этом предложении смысл заключен во фразе: страхом Господним исполнится, в которой скрыта подсказка для души помнить о том, что все, что является душе – рождается из полноты (исполняется) по Воле Божьей. Страх и одновременно благоговение перед полнотой Силы, Славы и Великолепия Бога напоминают, что душа человека лишь песчинка, созданная Богом, и потому все, что является душе – лишь милосердно дается из полноты Его Творения.

И потому можно сказать, что слыша зов Божий, мы направляем нос по ветру. Ветер или движение мыслей к благому изнутри ведется духом благочестия, и задача души в этот момент лишь успевать запечатлевать летящие мысли, заботливо неся в сердце и сохраняя в памяти разума приходящие образы.

Поскольку для того, чтобы нести легкое бремя образов (см. про бремя Содержание души), нужно вначале их научиться брать, взглянем подробнее на опыт слова «брать».
БРАТЬ – от древнего корня*bher- «поднимать и нести». К этому же корню относятся русские бремя, беременность, брак (брать в жены), английские bear «нести, вынашивать», birth «рождение выношенного», bring «приносить». К этому же корню относится и санскритское Бхарат – имя мифического царя-прародиетеля арийских племен, упоминающееся в Ригведе и в эпосе Маха Бхарата, а также являющееся одним из официальных названий Индии. Современный перевод этого имени «воспитанный» (по аналогии с английским upbringing «воспитание», хотя буквально должно переводиться как «вознесение»). Более точным, вероятно, является буквальный перевод «выношенный и вознесенный». В церковнославянском тексте Священного Писания глагол брать встречается только в сочетании с приставками. «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, мало же избранных» (От Матфея, 20:16) . «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (От Матфея, 24:30-31).
Беря образ, мы поднимаем его, чтобы нести и куда-то принести. В процессе несения, душа вынашивает образ и это ее воспитывает, то есть происходит ее вознесение. Другими словами, наилучшее воспитание то, которое приводит к вознесению души. А поскольку самый лучший учитель для души – тот, кто создал нашу душу, то есть Бог, то и воспитание души и последующее ее вознесение осуществляется именно духом Господним.

Соблюдение

итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля.
Исход 19 глава
Чтобы увидеть, внутреннее состояние души, восходящей наверх, поможет уже знакомое нам слово «блюсти», ведь итоговое решение об уважении и как следствии, взращивании благочестия, принимается лишь, если душа соблюдает полученные от Святого духа ведения указания.
СОБЛЮДАТЬ Происходит от праслав. *bl'usti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. блюсти «смотреть, заботиться» «сторожить, охранять» «блюсти, соблюдать», белор. блюсць, др.-сербохорв. бљудем, бљусти. Другие ступени вокализма представлены в бдеть, будить, бодрый. Родственно лит. baudžiù, baudžiaũ, baũsti «принуждать, пугать, наказывать», авест. baođaitē «наблюдает, замечает», др.-инд. bṓdhati «просыпается, замечает», греч. πεύθομαι «узнаю, бодрствую», готск. anabiudan «приказывать, распоряжаться».
Как видим, блюсти значит смотреть, заботиться, сторожить, охранять. Поскольку душа несет в себе образ, который был дан во внутреннем вопрошании, то внутри нее происходит зачинание плода, и душа, по своей природе являясь роженицей, трепетно относится к вынашиванию растущей внутри нее мечты. И поэтому как мать, любящая свое дитя, заботится, сторожит, охраняет образ от посторонних взглядов, держа себя в чистоте, до того момента, как он родится в мире.

А теперь внимательно приглядимся к процессу вынашивания, ведь выносить дитя образа, то есть сотворить его в реальной жизни, длительный процесс, и душа нуждается в поддержке духа ведения особенно сильно, ведь в этот момент наиболее ранима.

Вера, Надежда и Любовь

чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
Евангелие от Луки 18 глава
В этом процессе душе поможет вера, надежда и любовь.
ВЕРА —восходит к древнему корню *were-o- «истинный, правдоподобный», тому же что и латинское verus «истинный» «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Ап. Павел, К Евреям, 11). «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Ап. Павел, К Галатам 5). В. Даль: «отсутствие сомнения». Верующий человек всецело вверяет свою волю, мысли и чувства во власть того, кого любит. Вверять себя, равно как и верить в кого-либо, означает духовно и мысленно пребывать в духовной связи, единодушии с предметом своей веры. Верующий во Христа человек воспринимает события в контексте Слова Божьего, Евангелия. Течение мысли такого человека, подобно нити утка на ткацком станке, постоянно обращается вокруг слов евангельского благовестия - вертикальных нитей основы порождаемого текста. Например: «В Нем (во Христе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Послание ап. Павла к Ефесеям, 1: 13-14). Противоположность веры – лжеименное знание, порождающее сомнения и отрицание. «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь»(1-е послание ап. Павла Тимофею, 6: 20-21)..
Очень волнительно раскрывать опыт таких сильных слов, поэтому сразу оговорюсь, что каждое заслуживает отдельного подробного пути восхождения, в этом исследовании лишь наметим основное смысловое ядро.

Итак, вера. Как видим слово восходит к древнему корню, означающему истинный, правдоподобный.

Чтобы углубить это представление, нам нужно взглянуть на еще более сильное слово – «истина», ведь вера соотносится с истинным.
ИСТИНА – Корень тот же, что в стоять, стать - *sъt-. Одно из имен Божиих: «Глагола ему Иисус: аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною» (От Иоанна, гл.14, 6). «Яко закон Моисеем дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (От Иоанна, 1, 17).Старшее значение – «то, что есть», «то, что соответствует действительности», «нечто подлинное», «нечто настоящее». Производное От истый – «тот же самый», «действительный», «настоящий». В украинском языке истота – «существо», «сущность». Однокоренные слова: настоящий, состояние. Неустойчивый, тем более - падший – в корне отличные от истинного состояния ложные положения человека. На это указывают устойчивые словосочетания родного языка: «оказаться в ложном положении», или «стоять в истине». Не сочетаются «истинное» с «положением» и «стояние» с «ложью». Стоять в истине – значит быть не от мира сего – пребывая в этом вещественном мире, принадлежать в своих поступках и суждениях иному, существенному миру. «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (От Иоанна, 8:23-26).
Корень истины подразумевает образ стояния. Лишь истинное может стоять. Истинное же, то, что, в свою очередь, является подлинным и настоящим. Значит, искать Истину нужно в том, что подлинно. Другими словами, все, что стоит, то есть растет вверх, истинно. Но растет к кому – к Богу, который воплощает в себе подлинную Истину. А значит по отношению к Всевышнему, человек находится в состоянии (со-стоянии). Слово «состояние» для нас и есть подсказка, как состоять с Богом, то есть пребывать (стоять) в Истине. Именно поэтому весь настоящий, подлинный внутренний опыт, испытываемый душой, находится в отношениях состояний к тому, что делает душу стоящей. Иначе говоря, поскольку подлинное и настоящее – истинно, а все подлинное создано Богом, то для того, чтобы научиться стоять в Истине, нужно научиться состоять в отношениях с Создателем Истины, Блага и Красоты.

Состоять в отношениях с Богом, значит относить то, что зачинается, создается, а поскольку все, что творится, создается Богом, как главным Создателем, то и зачинание исполняется из полноты милосердия Бога.

Но вернемся к Вере. Раз состояние веры восходит к истинному и правдоподобному, то верим мы тогда, когда находимся в со-стоянии (отношениях) с той изначальной Истиной, которая является Бог и его земное воплощение Христос.

В нашем случае, когда душа зачинает творческий плод блага, его Создателем является Бог, а святой дух ведения и благочестия – помощники, которые поддерживают душу, помогая ей верить, надеяться и любить плод, созданный Всевышним, то есть ведут душу к воплощению, рождению цельного образа, явленного в преддверии зачина как милосердие Божье.

А поскольку душа, веря, находится в состояниях Истины, то путь к воплощению блага в душе – это желание души достоять, то есть дойти, ведомая духом благочестия, до рождения, сотворения.

В этом случае вопрос Бога к душе: «Чего стоит твоя вера?» - означает сам путь движения души к тому, чтобы достоять до Истины.

Душа, достойная Блага, - та, которая дотянулась, достояла до Истины, но поскольку шла весь путь, ведомая духом благочестия, то ведала, что творила. Ведала (узнавала и видела образ), то есть внимала голос, подсказывающий ей, как и куда идти, чтобы сотворить подлинное и настоящее.

Но неслучайно вера всегда идет под руку с Надеждой и Любовью. Надежда уточнит для нас ощущения души, ведомой духом благочестия к сотворению по образу и подобию. Взглянем на опыт слова «надежда».
НАДЕЖДА – происходит от двух древних корней: приставочного *neh- /нех/ «нас (есть) двое», того же, что и в древнегреческом личном местоимении νώ /но/ «нас двое; один есть в другом», и основного *dʰeh- «девать, положить» того же, что в слове ОДЕЖДА. В сочетании корнесловные образы «нас двое» и «девать, положить» порождают представление о НАДЕЖДЕ как о состоянии, в котором один человек внутренне полагается на другого, или на иную силу, которую он в себе ощущает. Надеющийся ищет поддержку: прочное основание, на которое он может ступить, то есть совершить поступок. «Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Книга Притчей Соломоновых, 28:25-26). «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Книга пророка Иеремии, 17:5). Первый древний корень *neh- является производным. Он восходит к древнейшему первокорню *hes- «бытие; то, что есть; истина, насущное». От корня *neh- «нас есть двое: один в другом» произошли также древнегреческие слова ὢν /он/ «сущий» и онтология «учение о сущем». Если внутри, в сердцевине человека нет Бога, то он не имеет в себе ничего существенного и является внутренне опустошенным. Духов, отпавших от Бога и не имеющих Его внутри себя, издревле называют несущими. Все существенное, имеющее в себе суть, содержит в своей сердцевине Творца, одновременно пребывая в Нем. Люди, которые, имея пребывающего в сердце Бога, не надеятся на Него, духовно слепы и не верны. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий (в оригинале ὁ ὢν) в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна, 1:18). «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать (в греческом переводе более точно: εἰδέναι /эйдинэ/ «ведать, увидеть внутренним духовным взором») Сущего (τὸν ὄντα /тон онта/) и, взирая на дела, не познали Виновника» (Книга Премудрости Соломона, 13:1). Второй, основной древний корень слова НАДЕЖДА, *dʰeh-«девать, положить» присутствует в таких словах, как русские деть/девать «класть, положить»; древнегреческие τῐ́θημῐ /титэми/ «класть, ставить, полагать, преклонять (колени)»; санскритское दधाति /дадхати/ «кладет, полагает». Важно также упомянуть о двух греческих производных от τῐ́θημῐ: θήσω /тисо/ «кладу, собираю», ἔθηκεν /итикин/ «положил» и θησαυρός /тезаурос/ «клад, сокровище». Не собирайте (θησαυρίζετε /тизаурисете/ – тот же корень *dʰeh-«девать, положить», что и в НАДЕЖДА) себе сокровищ (θησαυροὺς /тезаурус/ «клад») на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища (θησαυροὺς) на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище (θησαυροὺς) ваше, там будет и сердце ваше» (От Матфея, 6:19-20). НАДЕЖДА - это клад, сокровище, скрытое в глубине сердца человека. Можно еще представить ее как закладной камень: фундамент и основание внутреннего храма человеческой личности. Когда этим камнем является Иисус Христос, надеющийся на Него не постыдится: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил (в греческом оригинале ἔθηκεν /итикин/, того же корня, что и НАДЕЖДА)основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода припала к этому дому, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне» (От Луки, 6:47-48).
Как видим, первообраз надежды являет нам смысл «нас двое, один есть в другом» и «девать, положить».

Что означает, - душа, находясь в отношениях с духом благочестия, чувствует, что вдвоем, что душа и дух как один есть в другом. Это ощущение взаимности и поддержки, в условиях, когда душа вынашивает плод, то есть уязвима, и создает ощущение одежды, словно что-то накрывает, кладет на нее свое крыло, тем самым, помогая испытать теплоту света, испускаемого духом. И поэтому то, что дух кладет в душу, одевает ее в свет.

Наконец, Любовь. Самое прекрасное и самое ранимое чувство. Посмотрим внимательно на опыт слова «любовь».
ЛЮБОВЬ — от древнего корня *leubh- «алкать», «прославлять». Того же корня англ. love «любовь», нем. liebe «любовь», санскрит. lubhyati «желает», латин. lubet «доставляет удовольствие». Словарь Даля: — Любовь — состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделение, охота, расположение к чему. Любовь человеческая себя любит, а Божеская друга. Нет выше той любви, как за друга любовь свою полагать.Прп. Нил Синайский: «Как солнце светозарными лучами улыбается всей земле, так любовь светозарными деяниями приветствует всякую душу. Если приобретем ее, то угасим страсти и просияем до небес. Всякий труд совершишь, как скоро улучишь святую любовь; а когда нет ее, ни в чем нет успеха, — тогда и гнев свирепеет, и нравы грубеют, и к трудам, по высокоумию, примешивается тщеславие. В славянорусском языке родственное от того же корня любой «всякий, каждый». Бог любит всякого человека, приходящего к Нему, призывая к тому же и нас: «Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Люби́те и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской» (Второзаконие, 10:19). «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (От Матфея, 5:44). «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (От Иоанна, 13:34-35).
Смысловой ряд, который можно воссоздать, чтобы попасть в состояние любви – душа любит, а значит, желает, алкает и поэтому готова прославлять того, кто подлинно доставляет ей наивысшее удовольствие.

Примечательно, что в опыте слова «любви» присутствует слово «доставляет», которое дополняет нам состояние до стояния до Истины, ведь в итоге именно переживание Истины доставляет нам самое высокое удовольствие. Мы привыкли думать, что истина – нечто интеллектуальное. Но как видим, любовь возникает тогда, когда получает то, что доставляет ей блаженство, а доставляет именно Истина, подлинное и настоящее, что стоит, растет вверх, иначе воспитывается и, как следствие, возносится. Если мы представим себе ощущение любви, то непременно окажется, что мы словно парим, летаем, то есть душа, вознесенная духом благочестия, оказывается в состоянии пребывания в Истине, и это состояние вызывает у нее любовь. Поэтому душа в состоянии любви готова прославлять, ведь высшее блаженство поднятости души наполняет ее легкостью и радостью.

В повседневной жизни это значит, что душа человека, ощутившая высшую любовь к Богу, испытывает любовь к ближним, поскольку желает им алкать, желать то, что доставит им наивысшее удовольствие. Другими словами, любим мы тогда, когда хотим близким, чтобы они именно в душе открыли и прошли собственный, созданный Богом свободный путь наверх, к пространству, в котором можно пребывать в Истине и Любви, и это пребывание сделает душу человека счастливой. Ведь каждый может туда попасть…

Итак, дух благочестия ведет душу, вынашивающую творческий плод блага, помогая ей достоять до истинности и подлинности (вера), кладет в душу свет, который одевает душу (надежда), чтобы душа желала, алкала и прославляла того, кто доставляет ей наивысшее удовольствие (любовь).

верная нить

Если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь и по смерти получите милость.

Ибо по смерти настанет суд, когда мы оживем; и тогда имена праведных будут объявлены и показаны дела нечестивых.
3-я Ездры 14 глава
Но на пути души могут возникать и препятствия, соблазны и искушения, которые рискуют тем, что душа сойдет со своего пути, поэтому рассмотрим некоторые варианты поддержки духа благочестия, помогающие душе идти верным путем, то есть прямым и истинным.

И первое слово «управлять». Ведь душа ведется духом, а значит, именно дух подсказывает, указывает путь. Посмотрим на него внимательно.
УПРАВЛЯТЬ – в этом слове помимо производящей основы пра- важнейшее значение имеют приставка у- и суффикс (дополнительный корень) -в(л)-. Приставочное у- восходит к древнему корню *au «от (носить)», «прочь». Этот корень связывает глагол управлять с образом «устранение, удаление препятствий; устроение пути»: «Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит» (Книга притчей Соломоновых,4:25-29). Управляющий, управитель – это, корнесловно, устроитель правильных путей к достижению поставленной цели. Основа этого слова пра- происходит от древнего корня *prae- «сквозь», «через». К этому же корню восходят слова право («быть правым», «иметь право») и прямо – «сквозь время и пространство», то есть не «вокруг да около». Все значения слова право и, соответственно, все виды человеческих прав, восходят именно к этому первообразу: прямой путь к истине (к сути вещей, к достижению жизненной цели). Однокоренным с право является также лежащее в основе правильного и праведного управления слово правда: «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный» (Книга пророка Исайи, 32:1-5). Во искривленном силами земного притяжения и гравитации реальном временном мире пути не могут быть прямыми. Прямыми и правильными могут быть только те мысленно прокладываемые направления движений и действий, вокруг которых развиваются события и действия. Управление в реальном мире представляет собой прокладку маршрута, задающую те осевые и стержневые направления, обращаясь вокруг которых можно достичь целей наиболее разумным путем. «Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (От Марка, 1:2-4). Третья, суффиксальная часть глагола управлять восходит к древнему корню *uej/uoi>-vъj- «вращать вокруг оси», - тому же, что в словах вить, вития, вьюн, вьюга, вой, винт. Любой, даже кажущийся совершенно прямым, реальный путь в действительности оказывается вьющимся, обращающимся около заданного вектора. В условиях вращающегося пространства и времени искусство управления заключается не в том, чтобы переть напролом (оба слова корнесловно восходят к древнему корню *prae- и частично являются родственными управлять). Управление представляет собой умелое руководство развивающимися событиями путем обращения усилий действующих лиц в заданном направлении – виток за витком, шаг за шагом, поступок за поступком вокруг прямого стержневого пути. «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Понеже (ибо) не хощу смерти грѣшника умирающаго, глаголетъ Адонаии Господь, но еже (чтобы) обратитися ему от пути своего и жити души его, глаголетъ Адонаи Господь: обратитеся убо, и живи будете» (Книга пророка Иезекииля, 18:29-32).
Как видим, управлять значит «от, прочь», устранять препятствия, то есть устраивать путь. Если взглянуть на опыт слова «препятствие», то мы сможем уточнить ощущения души, оказывающейся перед препятствиями.
ПРЕПЯТСТВИЕ Заимств. из ст.-сл. яз. Того же корня, что препона, запинаться, пятиться.
Препятствия останавливают душу, она запинается, останавливается, спотыкается. Тут можно вспомнить про острый опыт краеугольного камня, который может становиться камнем преткновения (см. подробнее Содержание души). В нашем случае, это может значить, что душа, оказавшись перед чем-то/кем-то, что преграждает ей путь, останавливается. И в этом случае дух благочестия, устраняет препятствия, то есть душе нужно верить и продолжать желать, алкать, то есть пребывать в состоянии истинности, не сходить с пути, дождаться, чтобы дух разрешил ситуацию, иначе говоря, устранил препятствие. Внутри души это ощущается как надежда, которая и одевает душу в одежду света и этим закрывает от препятствий. И тогда становится понятным второй корень слова «управлять» - сквозь, через. Душа, оказываясь в свете, благодаря надежде, испытываемой к духу благочестия, проходит сквозь, через препятствие, и следует дальше.

Поскольку путь, который проходит душа, прямой, то можно представить, что он прочерчен, как черта и нить. Эти два слова «черта» и «нить» также помогут нам воссоздать действия, совершаемые духом ведения и благочестия. Посмотрим на опыт каждого из них.
ЧЕРТА – от основного древнего корня *(s)ker-/kьr- «резать, сечь, рубить, отделять», того же, что и во множестве русских слов с внутренним образом отделения, отсечения части от целого, к примеру: скорняк, шкура, кора, корнать, корень, чертить, черпать, чиркать, скрести, скорлупа; в латинских cortex «древесная кора, кора головного мозга», character /характер/ «выгравированный, вырезанный на теле знак, отметина; позже «отличительная черта»; в древнегреческом χαρακτηρ «отличительная черта, знак»; в санскритском चित्र /читра/ «рисунок, чертеж». Второй, дополнительный древний корень *tъ-/*tь- обычно упоминается этимологами только как пустой «расширитель». По-моему, он восходит к первообразу течения – «течь, ток». Этот древнейший первокорень присутствует в таких в русских словах, как ток, точить, точка, текст, текстиль, тереть («сочетать течение с резанием); в древнегреческом τίκτω /тикто/ «произвести на свет, родить ребенка», τόκος «роды»; в санскритском त्रुटति /трутати/ «быть отделенным, оторванным». Связь двух древних первообразов «отсечения части от целого» и «течения» порождает единое представление о черте: «линия, разделяющая течение единой текущей живой материи на отдельные потоки - вещи, текущие своим жизненным путем». Евангельское Откровение не столько пугает людей, переходящих за черту, сколько указывает на истинный путь возвращения к вечной жизни, изначально предначертанной каждому неповторимому подобию Божию – праведному человеку: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания (χάραγμα) на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откровение Иоанна Богослова, 20:4).
Черта режет, отделяет, сечет, рубит, то есть освобождает, иначе отверзает душу от ложных, сковывающих пут, мешающих душе двигаться прямым путем. (см. подробнее про отверстие Содержание души).

А теперь взглянем на опыт слова «нить».
НИТЬ Происходит от праслав. *nitь, от кот. в числе прочего произошли: укр. нить, белор. нiць, болг. ни́та «нить», ни́щка, сербохорв. ни̏т (род. п. ни̏ти), словенск. nìt (род. п. nȋti), чешск. niť (род. niti), словацк. niť, польск., в.-луж. nić, н.-луж. niś, полабск. nait. Родственно также лит. nýtis ж., мн. nýtys «бердо», латышск. nĩts «часть ткацкого станка», др.-инд. nīvíṣ-, nīvī- «набедренная повязка, передник»; с др. ступенью чередования: др.-в.-нем. na^jan «шить», готск. nēþlа «игла», далее лат. nеō, nēvī, nētum, nērе «прясть, ткать», nēmen «пряжа» (из *snēi̯ō или *nēi̯ō), др.-инд. snā́yati «обматывает, одевает», греч. νῆν, импф. ἔννη, буд. νήσω «прясть», позднее νήθω — то же, νῆμα ср. р. «нить».
Путь к сотворению плода блага, напоминающий нить, по сути, и является нитью, которая ткет узор, преображающий душу. Иголкой в этом смысле является дух ведения и благочестия. И потому, в христианстве врата в рай подобны игольному ушку.
Матф.19:18-24)
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Душа, которая ведется духом благочестия, идет налегке, груз, который она несет, - это творческий плод блага, рожденный по любви и потому легкий, возвышающий душу. Войти в Царство Небесное, то есть попасть в Пространство, где пребывает Истина, значит пройти через игольное ушко, но для этого нужно уподобиться нити, управляемой духом благочестия, ткущей, прядущей ткань бытия, в которой и со-творяется Благо Мировой Души.

явление блага

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
2-е послание Тимофею 4 глава
Душа, ведомая духом благочестия, достоявшая до Истины, рождает творческий плод блага, являя его миру и тем самым, преображая его. Но важно увидеть, как плод появляется.

Появление плода, иначе рождение – то, что возникает как результат порождающего явления, а как мы помним, первоначально душа зачала, благодаря цельному образу, который ей был дан, чтобы она его выносила, и явила миру. В нашем случае это значит, что любое появление – есть лишь то, что возникает после внутреннего явления, вдохновляющего человека явить его наяву.

Таким образом, проявление души – всегда вопрос, ради (приставка про-) чего нечто являет себя. В любом проявлении заложена причина (см. подробнее про причину Содержание души), которая пробуждена была явлением образа.

Когда же душа руководствуется духом благочестия и ведения, укрепляется духом совета и крепости, различает, благодаря духу премудрости и разума, исполняется страхом Господним, то рождаемый плод становится подлинным, истинным, правдоподобным благом.

В заключении воссоздадим путь, который проходит душа, руководимая духом благочестия.

Душа читает книгу Жизни, чтобы вдохновиться образами, оказывается предстоящей Автору, перед которым честно держит ответ, отвечая на ключевые вопросы кто, который, почему. Если на вопросы душа отвечает успешно, желая чистым сердцем благого, то есть вечного, то получает озарение. Цельный образ, явленный ей в свете, зачинает в ней плод блага, который душа вынашивает. Душа заботится, сторожит, охраняет, то есть держит явленный образ в чистоте. Путь, который душа проходит, прежде чем сотворить творческий плод и явить его миру, прокладывает святой дух благочестия, ведя душу прямым путем. В процессе пути дух открывает душе веру как желание истинного и правдоподобного, надежду, как ощущение поддержки (вдвоем, один в другом), одевающую душу в свет, любовь, как желание и алкание Истины, которая доставляет ей наивысшее удовольствие. Ведомая духом, душа учится почитать и уважать, то есть принимать во внимание подсказки духа, развивается чутье, как способность различать то, что несет веяние ветра жизни. Управление духа помогает душе проходить сквозь препятствия и проводит черту, то есть освобождает и отсекает то, что мешает душе дойти до рождения плода. Нить прямого пути, по которому движется душа, ткет узор в ткани Мировой Души, тем самым, душа становится помощницей сотворения, мирового ткачества, преображающего ткань мироздания. Рождение плода знаменует проявление образа блага, первоначально явленного душе в качестве образца, становясь в яви реализацией сотворенного образа совершенного образца. Внутри души обретается опыт благочестия, то есть опыт чести, ведомой духом к благу.
*Этимология слов взята с сайтов Викисловарь и словаря-справочника pervobraz.ru

Вам может понравиться

У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone