"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ" (Ев.от Иоанна)
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51))
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу живого опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и плоть, разум и сердце, мысль, чувство и ощущение, человека и Бога. Возможно, неслучайно в древних текстах различных цивилизаций пятым элементом называли Логос...

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту той подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.
— Екатерина Макаревич
Екатерина Макаревич
Автор проекта
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
Человек, однажды открывший, что красота мироздания слагается из созидающих образов, возникающих во взаимной связи души и духа, как источника, порождающего душевное содержание (см. подробнее Содержание души), приходит к пониманию, что раз преображение здания Жизни напрямую связано с преображением собственной души, то необходимо внимательнее присмотреться к тому, что творится в душе. Задуматься о том, что составляют глубинные основания и стремления души, как можно формировать и очищать душевный сосуд, то есть каким образом сознание, руководимое разумом и сердцем, обращается к пространству, в котором дух созидает душу, чтобы творить лучшую, счастливую (благую часть) в лице конкретной души, помогая этим облагораживать душу самой Жизни. А поскольку узор души ткется духом, то и лучшие свойства, которые могут стать для души прекрасными помощниками на этом творческом поприще, стоит открывать, смотря на божественные атрибуты, то есть на имена Бога.

Крепкий – одно из имен Бога. Также имя Архангела Гавриила, приходящего в качестве благовестника, означает «Крепость Божия». Посмотрим на первоначальный опыт, сокрытый в словах, и постараемся воссоздать внутри себя образный путь к душевному состоянию, в котором душа укрепляется духом. Запечатлеть собственные ощущения, чтобы они, оставаясь в памяти, способствовали сохранению следа, отпечатка (см. подробнее Живой путь души), по которому в дальнейшем можно будет возвращаться в это пространство и испытывать это состояние снова.
УКРЕПЛЯЯСЬ ДУХОМ
Основатель The Virtuoso, филолог Екатерина Макаревич о повитии с Древом Жизни, сердцевинных лучах и творении чаши судьбы
КРЕПКИЙ – происходит от двух древних корней *ker- (кре-) «расти» и *-kwej (-пъ) «созидать, творить». Дополнительный корень (суффикс) къ- означает «имеющий свойство». Крепкий – одно из имен Бога. Имя архангела-благовестителя Гавриил в переводе означает «Крепость Божия». Согласно Священному преданию, именно архангел Гавриил укреплял Иисуса Христа в Гефсиманском саду во время моления о чаше: «Явися же ему ангел с небесе, укрепляя его» (От Луки, 22:43). В русских говорах сохранилось слово крепь/крепость в древнем значении «сердцевина дерева». Растет и крепнет только тот, в ком жива цельная сердцевина, «точка роста». Для избавления от внутренних противоречий и расстройств нужна не просто сила духа, а именно внутренняя всецелая преданность - целомудренная крепость: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство тó; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного (в славянском оригинале крѣ́пкаго (греч. ἰσχυροῦ), не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного (крѣ́пкаго (ἰσχυροῦ), и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух» (От Марка, 3:24-30). Дух Святой – податель жизни, источник сил для крепости, примиритель. Он исцеляет и укрепляет людей, утешая бури их внутренних разрушительных противоречий. «Смиритесь под крепкую руку Божию, и Он вознесет вас вовремя. Поверьте Ему все свои печали, так как Он печется о вас» (Апостола Петра послание 1, 5:6).
Как видим, опыт слова «крепкий» восходит к двум древним корням *ker- (кре-) «расти» и *-kwej (-пъ) «созидать, творить». Дополнительный корень (суффикс) къ- означает «имеющий свойство». Некоторые говоры сохранили значение «сердцевина дерева». Если соединить полученные смысловые отпечатки, то получится, что крепкий – тот, кто имеет свойство расти через созидание, творение, а позволяет это делать наличие сердцевины, которая является точкой роста, питающей его энергией творческого созидания.

А теперь взглянем на опыт слов, входящих в смысловое поле «крепкого», чтобы уточнить и углубить образный ряд.

привитый свиток

Возьми себе книжный свиток и напиши в нём все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня.
Иеремия 36 глава – Библия
Прежде всего, слово «свойство» обращает наше внимание на своего, собственного, свояка.
СВОЙСТВО Происходит от мест. свой, далее из праслав. *svojь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. свои (Супр.), русск. свой, своя, своё, укр. свій, своя́, своє́, белор. свой, болг. свой, сво́я, сво́е, сербохорв. сво̑j, сво̀jа, сво̀jе, словенск. svȯ́j, svója, чешск. svůj, svoje (svá), svoje (své), словацк. svoj, svoja, svoje, польск. swój, swoja, swoje, в.-луж. swój, swoja, swoje, н.-луж. swój, swója, swójo, полабск. süj, sǘja, süjǘ. Праслав. *svojь родственно др.-прусск. swais, swaia "свой", др.-в.-нем. swîo, geswîo "брат жены, тесть, свояк" (*svei̯o-), др.-инд. svayám "само", svas "собственный", авест. ẋvа-, hva-, др.-перс. uva- -- то же, греч. ἕ "себя", памфильск. έ, лесб. ε, гомер. дат. ед. οἷ, οἱ, лесб. οῖ (*svoi), готск. swēs "собственный", др.-лат. sоvоs "suus", лит. sãvas "свой", латышск. savs, гомер. ἑός, беот. ἑός. Сюда же без -в-: ст.-слав. сѩ, себѣ (см. ся, себе́).
Посмотрим на слово «свой».
СВОЙ – от древнего корня *se-, позже suoe-> svoj-. Возможно, это слово образовано сочетанием двух корней: съ- «союз, соединение» + -вой/вить «вязать, сопрягать». Ср. повой – повитуха; привой «почка, которую прививают» - повой «дерево, к которому прививают» - прививка. В таком сочетании свой первообразно означает «свитый воедино», а свойство – «свиток, подлежащий развитию». Свой – это связанный с ближними узами кровного или духовного родства.
Как видим, свой – тот, кто соединен союзом, привит. Иначе говоря, свитый воедино, свой представляет собой свиток, подлежащий развитию.

То есть можно сказать, что крепость духа есть свойство души, развивающееся благодаря привитию с духом, с сердцевиной Древа Жизни. Но союз и соединение с духом возможно, если сам Дух увидит в душе своего, то есть такого, который связан с Богом, как источником всех благ, узами духовного родства. А в этом заключена свобода души – соединяться ли легкими узами и становиться своей для духа? Чтобы ощутить, что имеется в виду, можно вспомнить слова Господа, когда Моисей просил помочь вывести народ израильский:
Исход 33:17
И сказал Господь Моисею: и то, о чём ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.
Ключевые для нас слова «благоволение» и «имя». В «Живом пути души» уже подробно исследовался опыт слова «имя», сейчас мы лишь вспомним, что корневой первообраз «имени» значит устремления духа. Моисей приобрел в глазах Господа благоволение, то есть в Очах Его отразилась благая воля Моисея, а знание по имени – значит, узнавание внутренних устремлений духа души человека, то есть тех взаимных связей, которые возникают между душой и духом.

В нашем случае это значит, что свойство крепости духа в душе человека появляется благодаря привитию души к устремлениям духа, к благоволению Божьему. «Почка» (душа) прививается к Древу Жизни, как олицетворению жизни до грехопадения, соединяясь тем самым с сердцевиной дерева - духом Творца, творящим мироздание.

И тогда становится понятным, почему крепкий связан с творить, созидать. Крепость чего-либо возможна, когда она подкреплена чем-то, что превосходит ее саму. Только когда душа человека соединяется узами родства с тем, что ее превосходит, это является для нее источником роста, становится энергией, побуждающей к творческому созиданию, к воплощению благой воли Бога-Творца, который питает ветвь-душу.

Благая ветвь

Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
— Евангелие от Иоанна, Глава 15
Образ повития широко представлен в разных языках, что подтверждает наличие первородного образа, представляющего человечество как ветви, соединенные союзом, и привитые духовных родством с Мировым Древом.

Чтобы увидеть, что происходит с душой человека после привития к Древу Жизни, то есть к той первозданной сердцевине, из которой все мы как люди укрепляемся и благодаря которой имеем силы для внутреннего роста, посмотрим, прежде, на опыт слова «ветвь».
ВЕТВЬ –от древнего корня *wei/woi «вить, сгибать, поворачивать». Ветви – это, буквально, витки развивающегося древа, или привитые к древу и развивающие его черенки других деревьев. «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и творит ветви великие, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (От Марка, 14: 30–32). Ветвь – это отросток, порождение древа. Изначально образ ветви тесно связан с образом развития рода – рождения. К примеру, во время родов происходит повитие плода. Каждый человек – ветвь, ответвление своего родословного древа, призванное плодоносить. «Я есмь лоза, а вы ветви (рождие); кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь (розга), и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (От Иоанна, 15: 5).
Как видим, в семантический ряд слова «ветвь» входят вить, сгибать, поворачивать.

Посмотрим на слово «вития».
ВИТИЯ – от древнего корня*w(e)i-d- «ведать», «вещать». Ранее, до 18 века писали «вѣтия». Некоторые этимологи объясняют замену «ять» на «и» влиянием «плетения словес», связанного с глаголом «вить», происходящим от иного корня. С конца 18 века в России стали писать вития. Однако первокорнем, к которому восходит *w(e)i-d- и, соответственно, образ витии, является древнейший *wei/ wi- «дуть». От этого корня происходит глагол веять и существительные ветер, вьюга («ветер веет», «воет вьюга»). Однокоренные с вития древние слова вѣтъ «показание свидетеля», вѣче «совещание» (ср. «Новгородское вече»). Все эти слова, вероятно, восходят к древнейшему сочетанию трех образов: 1) «ведение духовной сути», 2) «вещание», 3) «веяние воздуха» (мы говорим на выдохе, а выдох – это изхождение духа, свивающегося в единый свиток с другими духовными силами). В современном языке однокоренными и непосредственно связанными с вития остаются слова завет, навет, совет, ответ, привет. Ведение и «ветъ» (вещание) витии всегда исходят от совета с теми духовными силами, в воле которых он пребывает: «Блажéн мýж, и́же не и́де на совѣ́тъ нечести́вых, и на пути́ грѣ́шных не стá, и на сѣдáлищи губи́телей не сѣ́де: но въ закóнѣ Госпóдни вóля егó, и въ закóнѣ егó по­учи́т­ся дéнь и нóщь» (Псалом Давида, 1:1-2). Первообраз витии – «Чьим духом вдохновляюсь, от того и ведаю; от кого ведаю, от того и вещаю (говорю)». «Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа» (Псалом Давида, 70:15). Отличие витии от свидетеля в том, что он смотрит внутренним взором и ведает (видит) невидимое внешними очами. Речь витии – вѣтъ – это показание свидетеля событий, происходящих в духовном мире. Совет изначально представляет собой собрание витийствующих прозорливых людей – духовидцев. «И бýдет в послѣ́днiя дни́, глагóлет Госпóдь, излiю́ от­ Дýха мо­егó на вся́ку плóть, и прорекýт сы́нове вáши и дщéри вáшя, и ю́ноши вáши видѣ́нiя ýзрят, и стáрцы вáши сóнiя (сны) ви́дят» (Деяния апостолов, 2:17). «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (Апостола Петра послание 1, 2:9).
Как видим, свитие человека с благодатным духом, помогает ему ведать, получая через ведение духом совет, ответ, завет, и благодаря этому возможность вещать о веянии воздуха (воз-дух, то есть возвышающий дух).
Псалом Давида
Чьим духом вдохновляюсь, от того и ведаю; от кого ведаю, от того и вещаю»
В этом смысле, роль архангела Гавриила, который, как уже было сказано в начале, означает «крепость Божья», удивительно совпадает с опытом слова «витие». Гавриил изображается на иконах, как ангел - благовестник, то есть тот, кто несет благую весть. Атрибуты Гавриила в христианстве — лилия или райская ветвь. Также Гавриила изображают с зеркалом сферической формы в руках, с чашей либо со светильником.

Если душевное свитие с духом связано с образами ветвей и Древа Жизни, то можно ли увидеть соответствие этому образному ряду, взглянув на биологическое строение обычного дерева? Посмотрим.
Как видим, в центре расположена сердцевина, от которой идут сердцевинные лучи, приводящие к слою древесины. Но внимательно посмотрим на сердце дерева. Образно сердцевинная часть напоминает соединенные между собой гранулы. И если посмотреть на опыт слова, то обнаружится, что гранулы – это зернышки. Дух слова словно подсказывает нам, что вот оно горчичное зернышко, самое маленькое из всех, но обладающее, если вторить христианской притче, самым большим потенциалом для роста. Возможно, потому, что посеяно оно в самом сердце…
ГРАНУЛА Происходит от лат. grānulum «зёрнышко», уменьш. от grānum «зерно», из праиндоевр. *gre-no- «зерно» .
А вот если обратиться к слову «луч», то увидим мы следующее:
ЛУЧ Происходит от праслав. *lučь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. лучь, ст.-слав. лоуча (др.-греч. ἀκτίς), укр. луч, болг. луча́ «луч, заря», сербохорв. лу̑ч (род. п. лу́ча) «лучина», лу̏ча «солнечный луч», словенск. lúč «свет», чешск. louč «лучина», словацк. lúč, польск. łuczywo «лучина», в.-луж. łučwo, н.-луж. łuсуwо — то же. Родственно др.-прусск. luckis «полено», лит. laũkas «животное, имеющее белое пятно на лбу; поле», др.-инд. rōkás м. «свет», rōcás «блестящий», rōcís̨ ср. р. «свет, блеск», авест. rаōčаh- «свет», греч. λευκός «светлый, блестящий», ἀμφιλύκη νύξ «утренняя заря», λοῦσσον «белая сердцевина в еловой древесине», лат. lūx «свет», lūcēre «светить», lucerna «светильник», ирл. lóche «молния», готск. liuhaþ «свет», др.-исл. lоg «пламя, свет».
Луч связан со словами утренняя заря, свет, блестящий, светильник, молния. Но особенно волнующе то, что в опыте этого слова также присутствует значение – белая сердцевина в древесине. То есть сама лучистость нам указывает, что ее свойства связаны с сердцевиной дерева. Сердцевинные лучи дерева свои для сердцевинных зерен и потому обладают их свойствами, то есть делают лучи светильником для сердца дерева.

В нашем случае эта аналогия может значить, что душа человека, свитая воедино сердцем с божественным сердцем (духом), укрепляется, потому что соединена с творческим ядром Жизни и сердцевинными зернами, входящими в него, которые питают ее лучистой энергией, то есть энергией освещающей, светлой, блестящей. Этот союз делает душу лучше.
Послание ап. Павла Римлянам, 11: 16–23
Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией. Иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

сосуд творчества

Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми.
Деяния апостолов 9 глава – Библия
Мы выяснили, что свет лучей - светильники духа для души. Укрепление духа в душе происходит через повитие души с сердцем Духа, которое дарит свет в душе, помогающий творить душу, озаренную духом. А поскольку слово «творить» входит в смысловой ряд «крепкого», то взглянем на него внимательнее, чтобы увидеть, как же происходит творчество в душе. В своей основе оно связано с «расти, выращивать», «производить». Слово восходит к трем древнейшим корням: *tъ- «делить, делать», wъ- «вить, вязать», rъ- «решать, освобождать».

В опыте слова «творить», по сути, заключены все процессы творческого процесса: деление, вязание, свитие, решение и освобождение.

В Содержании души уже говорилось о том, что разрешение связано с освобождением легкого от сковывающих тяжелых уз внешнего мира. Потому можно сказать, что творчество души духом, укрепляет легкое в душевном пространстве, освобождая его от наносных представлений внешнего человека (деление). Свивая легкое с сердцевинной творческой лучистой энергией (вязание), дух разрешает душу человека от груза, тем самым, освобождая и взращивая нового внутреннего человека.
ТВОРИТЬ – в этимологии принято относить это слово к тем же гипотетическим индоевропейским корням, что и твердый, творог. Ученые разных стран указывают на такие древние корни этого слова, как *teue- «расти, выращивать», *taw- «производить». Родственными ТВОРИТЬ считают гот ское taujan «создавать», средне-Датское touwen «прясть, вязать (из шерсти)». Слово восходит к трем древнейшим корням: *tъ- «делить, делать», wъ- «вить, вязать», rъ- «решать, освобождать». Сочетание образов деления, свития и разрешения порождает единое представление о творчестве как о порождении новой жизни, включающем этапы духовного влияния (делания, исхождения Духа), зачатия, вынашивания плода, разрешения от бремени и повития. Повитие, то есть завершение актов деления и свития - творения, представляет собой новую тварь, отличающуюся совершенной цельностью. Именно так описывает творение Библия. В отличие от Творца Бога, подобный Ему, но пребывающий в состоянии грехопадения смертный человек после изгнания из Рая лишился творческой силы своего слова в Царствии Небесном. Чтобы вернуть себе эту духовную творческую силу, проклятые Ноем потомки Хама вместе с потомками Сима и Иафета задумали вновь утвердить свое имя на Небесах при помощи материального делания. В Библии человеческое творчество, связанное со строительством Вавилонского столпа, описывается как акт подражания Богу в творении. Сначала люди разделяют и смешивают (дробят и обращают в порошок-брение) сотворенные Богом цельные камни и известь, затем – форматируют полученный раствор в кирпичи. После обжига кирпичей (повития сотворенной плинфы) из них начинают строить город и здание высотою до Небес. Цель: своевольное снятие Ноева проклятия с потомков Хама, осужденных на рабство у братьев. Сделать это попытались путем установления на всей Земле пресловутых лозунгов всех революций «равенство (эгалитэ), братство (фратернитэ), гражданская свобода (либертэ)». Отформатированные безликие кирпичи более пригодны для социально-политического творчества, чем сотворенные Богом своеобразные «неформатные» камни. Следовательно, надо стереть камни в порошок. Целью строительства Вавилонского столпа, согласно Библии, являлось проникновение человека на Небо для сотворения себе имени – хакерский взлом и доступ к перепрограммированию своей судьбы: И речé человѣ́къ бли́жнему своемý: прiиди́те, сотвори́мъ пли́нѳы (кирпичи) и испечéмъ и́хъ огнéмъ. И бы́сть и́мъ пли́нѳа въ кáмень, и брéнiе вмѣ́сто мѣ́ла. И рекóша: прiиди́те, сози́ждемъ себѣ́ грáдъ и стóлпъ, егóже вéрхъ бýдетъ дáже до небесé: и сотвори́мъ себѣ́ и́мя, прéжде нéже разсѣ́ятися нáмъ по лицý всея́ земли́. И сни́де Госпóдь ви́дѣти грáдъ и стóлпъ, егóже созидáша сы́нове человѣ́честiи. И речé Госпóдь: сé, рóдъ еди́нъ, и устнѣ́ еди́нѣ всѣ́хъ, и сié начáша твори́ти: и ны́нѣ не оскудѣ́ютъ от ни́хъ вся́, ели́ка áще восхотя́тъ твори́ти (и не оскудеют у них все (дела), которые они восхотят творить . Прiиди́те, и сошéдше смѣси́мъ тáмо язы́къ и́хъ, да не услы́шатъ кíйждо глáса бли́жняго [сво­егó]. И разсѣ́я и́хъ оттýду Госпóдь по лицý всея́ земли́: и престáша зи́ждуще грáдъ и стóлпъ. (Бытие, 11:3-8).
Но случайно - в его первозданном значении «с лучом» - архангел Гавриил изображается не только с ветвью или светильником, но и с чашей, сосудом. Посмотрим на опыт слова «сосуд».
СОСУД – происходит от древних корней*kъ- «со», *som- «су-» и *dhe- «деть». Приставочный корень со- означает «совмещение, соединение» - тот же, что и в приставке или предлоге со, лат. ко-, ком-, кон-: собрание, кооперация, коммуна, конкурс. Основной корень в слове «сосуд» су- (ср. судок, посуда, сутки, сугроб) означает «слияние, стечение, сугубо тесное единение».
Как видим, сосуд соединяет, совмещает, сливает. Каждое из слов формирует представление «вместе с». Для нашего исследования это значит, что сосуд души представляет собой содержимое, в котором присутствует и груз, что еще не отпущен, так и то легкое, что уже духом освобождено, то есть сотворено.

Взглянем на слово «судьба», ведь не зря в святых текстах говорится о чаше судьбы, которую человек должен испить. Может ли быть такое, что содержимое творческого сосуда души связано с судьбой человека?
СУДЬБА – образовано от глагола СУДИТЬ/-СУЖДАТЬ при помощи суффикса (дополнительного корня – привитого «корешка») -бъ-, как в словах борьба, резьба, служба. Следовательно, представление о СУДЬБЕ основано на сочетании двух древних корней слова СУД: *som- «собрание, соединение» и *dhē- «деть, де́ло».

«Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено (в греческом тексте οὐκ ἦν νόμος /ук эн номос/ «не в Законе»; в славянском переводе точнее сказано: «не бѣ́ зако́на пи́ти ча́шу») было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу» (Книга пророка Иеремии, 49:12). В оригинальном древнегреческом тексте вместо СУЖДЕНО написано κείμεθα /кеймета/ «положено» - от древнего корня *ḱey- «положить, уложить», однокоренное с латинскими cunae /кунэ/ «колыбель (куда кладут младенца», гнездо» и cīvis /цивис/ «гражданин (Рима)», «принадлежащий к цивилизации». К этому же корню восходит и санскритское слово शेते /śéte/ «поле». Каждый живущий в миру христианин ежедневно участвует в предопределении своей СУДЬБЫ, поскольку является гражданином одновременно двух цивилизаций: современного общества и Царства Божьего во Христе. Сердце человека – это поле битвы между двумя родами делателей: сеятелями доброй пшеницы и сеятелями плевел раздора. Удобрение и очистка почвы своего поля для получения доброго урожая – дело ума, который направляет волю владельца поля своими РАССУЖДЕНИЯМИ (рассудком).

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (От Матфея, 13: 18-43).
Опыт слова судьба снова напоминает о привитом корешке, от творческих дел которого созидается собрание, соединение. Результат этого соединения (плоды службы духу) и формирует судьбу. Другими словами, судьба человека ткется ежедневно и зависит от того, чем мы засеваем поле своей души. Тут можно вспомнить про сердцевинные зерна духа дерева, благодаря лучистой энергии которых, укрепляется душевная легкость, обновляющая через творчество духом пространство души. Добрые плоды посеянного, духовный урожай - это и есть творчество, созидаемое душой и духом, которые, сливаясь и соединяясь, образуют чашу судьбы.

Но все же, как судьба связана с творчеством, то есть внутренним перерождением и душевным обновлением?

ложе цивилизации

Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле.
Послание к Римлянам 9 глава
Обратим внимание на слово «суждено», которое в оригинальном древнегреческом тексте написано как κείμεθα /кеймета/ «положено» - от древнего корня *ḱey- «положить, уложить», однокоренное с латинскими cunae /кунэ/ «колыбель (куда кладут младенца», гнездо» и cīvis /цивис/ «гражданин (Рима)», «принадлежащий к цивилизации».

Как видим, слиянное содержимое сосуда души представляет собой колыбель, гнездо, куда кладут дитя-душу, и которое формирует из него гражданина цивилизации.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - Происходит от франц. civilisation «цивилизация» (изначально — превращение уголовного процесса в гражданский), далее из civiliser «цивилизовать», из civil «гражданский», далее из лат. civis «гражданин» (восходит к праиндоевр. *kei- «лежать»).
Если взглянуть на опыт слова «цивилизация», то мы также обнаружим в нем слово «лежать». Чтобы уточнить, что же такое лежит в душе, посмотрим на опыт этого слова.
ЛЕЖАТЬ Происходит от праслав. *lеžаti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. лежати, лежѫ (κεῖσθαι), русск. лежать, др.-русск., укр. лежа́ти лежу́, болг. лежа́, сербохорв. лѐжати, лѐжи̑м, словенск. léžati, ležím, чешск. ležet, словацк. lеžаť, польск. leżeć, в.-луж. leżeć, н.-луж. lаžаś, восходит к праиндоевр. *legh-. Праслав. *lеžаti из *legēti, родственно др.-в.-нем. ligg(i)u, ligan (liggan) «лежать», др.-сакс. liggian, греч. λέχος ср. р. «ложе», λέκτρον — то же, λεχώ «роженица», λέχεται ̇κοιμᾶται (Гесихий), лат. lectus, -i «постель, ложе», ирл. ligе «постель, могила», готск. ligan «лежать», ligrs «ложе, постель».
Примечательно, что помимо вполне закономерных синонимов ложа, постель, в опыте этого слова присутствует слово «роженица», которое нас снова ( как и в Содержании души) отсылает к рождать.

Постараемся уточнить, как связано рождение с внутренним ложем сосуда души и укреплением духа.
РОДИТЬ Происходит от праслав. *rodìti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. родити, рожу, ст.-слав. родити, рождѫ (др.-греч. γεννᾶν, τίκτειν), итер. раждати, русск. родить, рождать (церк.-слав. происхождения), укр. роди́ти, болг. родя́, сербохорв. ро̀дити, словенск. rodíti, чешск. rodit, словацк. rоdiť, польск. rodzić, в.-луж. rodźić, н.-луж. roźiś. Связано с род. Ср. латышск. radit «рожать, создавать, вызывать».
Обратите внимание на слово «вызывать», присутствующее в опыте слова «родить». Оно для нас и может стать ключом.

Если рождать значит создавать, то есть вызывать к жизни, а создавать/творить значит вязать и вить, то - что мы создаем внутри души, свиваясь с духом, - вызывается, иначе, оживляется, и создает своего рода поле или постель, ложе, на которых рождаются плоды.

Другими словами, что рождаешь, то и подкладывается, становится почвой для засева плодов судьбы.

А что же с тем, что еще лежит грузом в душе? Ответ стоит искать в остром опыте краеугольного камня (см. подробнее Содержание души) и милосердии Божьем.
Михея 7:18-19.
«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.»
Но все же причем здесь цивилизация?

Речь может идти о том, что внутреннее убранство конкретной души формирует чашу личной судьбы человека, но при этом создает основу не только для конкретной души, но и влияет на основу той цивилизации, к которой человек себя причисляет. Иначе говоря, преображение собственной души способствует и содействует преображению души небесной цивилизации – Души Мира, создает привычки и новые обычаи, формирует нрав. Она располагается, лежит вокруг как поле, создавая для конкретной души ложе. Каждый из людей сеет это невидимое поле, творит судьбу души мира собственным душевным преображением. И если посеянные духом конкретной души семена добрые, то они облагораживают поле Души, благоприятно сказываясь на веянии, то есть воздухе, которым мы дышим.

То есть благоприятное преображение конкретной души приводят к облагораживанию и обретению благоденствия целой цивилизации. Наступает день блага, при свете лучей которого укреплять душу духом легко и приятно.

А теперь соединим смысловые отпечатки всего пути, который проходит душа, укрепляясь в духе. Душа человека, открывшая точку роста - сердцевину Древа, благодаря чистым внутренним устремлениям (имени души), ставшая своей для духа, прививается сердцевинными лучами и ведется духом, который дает советы, благодаря этому позволяя вещать о веянии. Укрепляясь от свития, душа вместе с духом творит содержимое сосуда, формируя свою судьбу. Рожденные повитой душой плоды, вызывают к жизни, то есть оживляют сердцевинные зерна, создавая судьбу (поле/постель) для приближения дня блага – обретения благоденствия для Души Мира.
*Этимология слов взята с сайтов Викисловарь и словаря-справочника pervobraz.ru

Вам может понравиться

У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone