"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ" (Ев.от Иоанна)
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51))
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу живого опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и плоть, разум и сердце, мысль, чувство и ощущение, человека и Бога. Возможно, неслучайно в древних текстах различных цивилизаций пятым элементом называли Логос...

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту той подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.
— Екатерина Макаревич
Екатерина Макаревич
Автор проекта
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
Чувство интуиции – одно из самых загадочных и непостижимых чувств. Возникающая как вспышка, озарение или откровение, интуиция роднится со скрытыми в человеке возможностями, соединяющими его с божественной волей, высшим замыслом, приобщение к которому озаряет ум, освящая его энергией творческого преображения и духовного просветления. Филолог Екатерина Макаревич, исследуя внутренний опыт слов, собирает по крупицам впечатления, сохранившиеся в изначальном логосе словесных оболочек, чтобы воссоздать это диво дарящее чувство.
ВЗГЛЯД ИНТУИЦИИ
Основатель The Virtuoso, филолог Екатерина Макаревич о целостном лике сверху, надписании в молнии Судии, проницательной внезапности и непосредственности сокровенного опыта
Посмотрим на корнесловный образ слова «интуиция».
ИНТУИЦИЯ – заимствованное через французский и английский языки латинское слово, образованное от двух древних корней: *en- «внутренний» и *tutor «крепкий, сильный, мощный». Единый корнесловный образ: «внутренняя сила». В латинском языке это слово первоначально имело религиозный смысл: «наличие внутреннего могущественного наставника»; «способность руководствоваться Гласом Божьим внутри нас». Однокоренное санскритское слово तवस् («тавас») означает «крепкий, сильный». Латинское слово родилось как перевод древнегреческого επιβολή «целостный взгляд сверху», где επι (эпи) означает «над» (как в эпиграф «надписание»), а βολή (воли) «бросать» (как в символ). Этот термин был введен древнегреческими философами для обозначения особого рода познания: путем озарения свыше или мгновенного откровения – помимо логики и доказательств. Одно из значений древнегреческого επιβολή «вспышка молнии». Как способ познания путем внутреннего озарения, внезапного откровения, интуиция признается всеми учеными. Недостатком этого способа признают отсутствие доказательств истинности мгновенно открытого и представленного. Современные ученые предпочитают относить интуицию не к сверхсознанию, свойственному святым пророкам и верующим духовным людям, а к подсознанию – инстинктам и чутью, которые свойственны всем представителям животного мира. Требуя доказать истинность интуитивных откровений, человеческая наука предпочитает кажущееся верному, материальное и ощутимое органами внешних чувств – духовному; синицу в руках – журавлю в небе. «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас. Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не тó, чем должны быть» (Апостола Павла второе послание Коринфянам, 13:3-5). Как ведение невидимого, способность воспринимать мир духовными очами и внутренним слухом, интуиция всегда была и останется главным свойством ума верующего человека: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Апостола Павла послание к евреям, 11:1-3).
Как видим, интуицию можно описать как внутреннюю силу, порождаемую целостным взглядом сверху, созидающим надписание, следование которому делает человека сильным, крепким, мощным. Взгляд сверху можно охарактеризовать как озарение, мгновенное откровение, возникающее в сознании как вспышка молнии (света).

Если посмотреть на опыт слова «молния», то можно увидеть, что оно образовано аналогичным образом со словом «судья».
МОЛНИЯ Происходит от праслав. *mъlni, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мълнии, мълниıа, ст.-слав. млънии (др.-греч. ἀστραπή), укр. молоння́, белор. мо́лоння, болг. мъ́лния, сербохорв. му́ња, словенск. móɫnja, полабск. mä́uńa. Праслав. *mъlni — образование аналогично слав. *sǫdi; см. судья́; родственно др.-прусск. mealde «молния», др.-исл. Мjollnir «молот Тора, молния», myln «огонь», кимр. mellt «молния».
Таким образом, интуиция, возникающая как результат мгновенной вспышки молнии, является следствием надписания главного Судьи и одновременно Творца мироздания.

ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
от Иоанна, 6 глава
А теперь постараемся воссоздать процессы, возникающие в сознании человека, которое испытывает на себе влияние высшего надписания. Вот как определяет интуицию философский словарь:

Интуиция - способность непосредственного восприятия, постижения истины не основывающееся на данных рассудка, а являющееся результатом настолько лёгких и неуловимых впечатлений, что источник уверенности не может быть указан.

Дополнить представление об интуиции поможет опыт, сохранившийся в латинском языке.
ИНТУИЦИЯ Происходит от лат. intueri «внимательно, пристально смотреть» из лат. in- «в-, на-, при-» + лат. tueri «смотреть, наблюдать, созерцать».
Как видим, латинский язык сохранил об интуиции в большей степени значения, связанные с созерцательной деятельностью, то есть внутренним устремлением ума двигаться вверх: пристально смотреть, внимательность, наблюдательность, созерцание. Чтобы уточнить, чем же отличается созерцание от обычного смотрения, взглянем на опыт слова «пристальный».
ПРИСТАЛЬНЫЙ Происходит от прич. прош. присталъ от *при-стати «пристать, прицепиться», далее от стать; ср.: болг. пристал «усердный».
В состоянии интуиции ум человека пристает, прицепляется к надежной, крепкой истине и, тем самым, обретает связь с тем, что выходит за пределы умопостигаемого, при этом предшествующее движение ума, озадаченное ответом на нужный вопрос, становится необходимой подготовкой, нужной для получения внутреннего опыта. Человеческий ум, будучи всегда не совершенным постигнуть самостоятельно цельное знание, все, что может, - лишь подготовиться, пройти путь, чтобы однажды впустить в себя озарение, всегда возникающее как милость со стороны Судии, дарующем облегчение – точный ответ, то есть ответ, буквально проникающий, пронизывающий точку, связывающую в своей малости бесконечное и конечное, существенное и вещественное, реальную и духовную сторону жизни. Вспышка молнии интуиции, озаряющая ум и сердце, становится лучом, просвещающим все человеческое сознание.

Но если вспомнить внутренние ощущения, возникающие в результате интуитивного прозрения, всегда оказывается, что рожденная творческая мысль, вроде бы пришедшая сверху как луч зари, все же будто поднимается из недр подсознания, то есть всплывает на видимую сторону сознания, предоставляя ему возможность лишь пристать, прикрепиться к тому, что явило себя.

Каким же образом то, что приходит сверху, оказываясь внутри нас, поднимается к сознанию?

Пришедшая интуитивная мысль действительно приходит сверху. Но при нисхождении, являясь светом, проникающим видимое и привычное, ставшим опорой для сознания, озаряющая мысль идет еще глубже. И, будучи невесомой нитью, проходит туда, куда нет ходу самому сознанию, но где единственно возможно возродиться свету и воде, Слову и Духу, чтобы сплести их воедино в обоженном цельном опыте, подарив искрометное, одномоментное озарение, всегда удивительное, потому что в нем соединяется то, что сознание будто бы помнило, но внезапно узнало. Иначе говоря, милость Судии проявляется так же и в том, чтобы предоставить человеку возможность проявить свободную волю, направив ее в творческое русло озарения. Другими словами, интуитивное озарение одновременно становится руслом или потоком, которое, орошая живительным светом истины, просвещает весь путь к низу, и, достигая сердца человека, уже оттуда передает уму то, что способно было вместить только сердце - цельный опыт бесконечного - жемчужину сокровенного знания.
ВНЕЗАПНО - Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. запа, заапа «надежда, ожидание», вънезапу «вдруг», ст.-слав. въ незаѣпѫ (Зогр.), въ незаІАпѫ (Остром.), вънезаапѫ (Зогр., Мар., Ассем.), русск.-церк.-слав. без запа, без заІАпа «неожиданно», невъзапъ, невъзаапъ — то же, изнезапа, изнезапу, изнезапы — то же, незаІАпъ «неожиданность», др.-чешск. japati, jápati «наблюдать», nedojiepie «неожиданно», z japna «быстро», в.-луж. nezjapki «нечаянно», чешск., словацк. nejapný «неуклюжий, неловкий, нелепый», сюда же русск.-церк.-слав. заІАпѣти (ὑφορᾶσθαι, заІАпие (μηχανή. Представленное здесь *ар-сравнивают с лат. opīnor «полагаю, воображаю», opīnio «мнение», opto, optāre «желать», optio «свободное волеизъявление, выбор», inopīnus «неожиданный, внезапный», necopīnus — то же. Сомнительна связь с греч. ἐξαπίνης «внезапно». Сравнивают также с уповать, ст.-слав. оупъвати «надеяться, полагаться».
Слова, присутствующие в опыте «внезапно», помогают запечатлеть внутренний парадокс, возникающий внутри интуитивного озарения: вне надежды, ожиданий, наблюдений и упований, то есть быстро, неожиданно. Интуиция внезапна, потому что открывает помимо ожидаемого – нечто не жданное, то, к чему, казалось, сознание двигалось, но получив это, всегда замирало в удивлении от невозможности постичь, каким образом, результат получился таковым, как он явился на свет. Даже в словах «явился при свете» присутствует подсказка, что интуиция в полной мере раскрывает себя только внутри света, а он, как мы выяснили выше, приходит сверху как надписание, как целостный взгляд сверху, смотря на лик света которого, нечто раскрывается, словно было всегда, но тут внезапно, нежданно было открыто, явлено. Другими словами, подготовительный этап ума, который человеком воспринимается как усердный труд ума и сердца, в итоге дает нечто, что не ожидалось.

Тем не менее, рождение интуиции невозможно без усердия.
УСЕРДНЫЙ сердечно расположенный, горячо преданный, приверженный кому-либо, чему-либо.

УСЕРДИЕ - Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от усръдыи «усердный», преф. образования (с усилительным у-) от той же основы, что сердце (см.). Усердие буквально — «труд от всего сердца».
Преданность и сердечная расположенность, приверженность, свойственная усердию, в момент интуиции становится своего рода лестницей, по которому сердце, трудясь, взбирается, чтобы, дойдя до вершины, открыть нечто, что нисходит как свет благодати.

НЕПОСРЕДСТВЕННый ТАЛАНТ

Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».
От Матфея, 25-22
Интуиция всегда непосредственна. Вот как описывает эту особенность интуиции словарь:

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ - следующий сразу за кем-либо, чем-либо, без промежуточного участия кого-либо или чего-либо, без промежуточных звеньев, этапов.

Как видим, непосредственность возникает лишь тогда, когда человек напрямую, без посредничества, внимает и воспринимает нечто сердцем и умом. Интуиция всегда личностна, потому и непосредственна. Озарение возникает внутри и обращено лишь к тому, кто прошел внутренний путь, задумался, озадачился самостоятельно поиском истины. Являясь непосредственным актом вопрошания сердца к тому, Кто знает, интуитивное озарение становится возможным потому, что в этот момент ум находится в самостоянии. Стояние его определяется тем, что в этот момент он тянется к тому, что превышает его потуги. И в этом тянущемся стремлении, потому и встречается с тем, кто, видя проделанную работу и муки, дает в качестве милости луч неожиданной надежды, озаряющей небосвод сознания, и потому рождающий радужное ощущение детского восторга и восклицания: «Эврика!» что в переводе с греч. εὕρηκα, буквально означает «нашёл!». Нашел, потому что дотянулся, достоял в мгновении настоящего до того, чтобы получить награду, которая Судией дается, конечно, не за усилия. Усилия скорее являются тем необходимым толчком для роста, чтобы ум и сердце учились в каждом новом вопросе преодолевать конечность человеческих возможностей, превосходить прежнюю планку, чтобы учиться возрастать над собой. Сам плод интуиции дается просто так, из любви и милости, а рост ума и сердца, обретенные в процессе достижения, становятся дополнительной наградой, обожением мышц ума и сердца, делающим их более сильными, крепкими и мощными для того, чтобы вмещать в себя все бОльшую бесконечность небесных духовных открытий.

Итак, интуиция является озарением, которое непосредственно и личностно, то есть всегда зависит от особенностей опыта конкретного человека, его духовных и земных нужд, качеств души и степени восприятия того, что лежит за пределами видимого мира.

Еще одно свойство, которое также можно приписать ощущениям, возникающим в состоянии интуиции – это проницательность. Интуиции открывается нечто, поскольку в этот момент луч проницает суть, словно проходя сквозь вещественную оболочку, чтобы дать увидеть уму самое ядро вещей, их подлинную бесконечную суть.
ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЙ свойство по значению прилагательного проницательный; способность быстро и верно понимать сущность чего-либо
А вот качество проницательности или качество интуиции зависит от таланта. Взглянем на опыт слова «талант».
ТАЛАНТ – Происходит от др.-греч. Τάλαντον «вес; талант», восходит к праиндоевр. *tel-, *tol- «нести». В ряде европейских языков слово заимств. Через лат. Talentum. Русск. Талант в знач. «мера веса» — из русск.-церк.-слав., ст.-слав. Таланътъ (Зогр., Мар., Остром.); в знач. «одарённость» — возможно, через франц. Talent.
Как видим, талант связан со словами «вес, нести, мера, одаренность». Можно ли сказать, что величина таланта зависит от величины веса, которую человек несет? То, что принято за основу одаренности в обычной жизни, чаще всего является истиной наоборот. В данном случае, величина, то есть мера веса таланта связана со способностью нести как раз очень легкое, то самое невидимое, что не поддается объяснениям в полной мере, но лишь потому, что эта ноша является тем, что принадлежит вечному, бесконечному миру. Лишь раскрытие того, что вечно и незыблемо, и развитие способности смотреть и любоваться тем, что невидимо, пытаясь описать неописуемое, характеризует величину таланта. Другими словами, талантлив тот, кто может в мельчайших подробностях описывать невидимые вещи, порождать образы, берущие в своей основе жизнь того мира, ощущения, которые являются тончайшими мгновениями человеческой психики. Иначе говоря, величина таланта зависит от степени восприятия того, что по своей сути является легчайшим, потому что проявляется внутри мгновения. Христос, который воИстину воскрес, проторил путь к Истине, сказав "ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко". (от Матфея, 11-30). Истина действительно легка, но также является и благом, который разрешает узы противоречия, возникающие между добром и злом в обычной жизни, открывая путь между ними - луч света тонкий, легкий, благой, верный, интуитивный. Но подлинный гений таланта есть умение не просто зафиксировать момент, а попасть в него, побыть в нем, протянуться до интуитивного озарения, встретить луч и собрать в сокровищницу открытий то, что успело промелькнуть внутри, то, что является подлинным жемчугом, поскольку в своей природе несет зерно высшей бесконечной истины.

плоды интуиции

Интуиция есть всегда творчество. Возможно, потому, что ее источник находится за пределами привычного, земного, если хотите, понимания. И потому, интуиция поэтична по своей природе, ведь получив озарение, сознание начинает буквально видеть в ином свете привычное, творить, видя невидимый образ, пристально вглядываясь в который сознание различает неведомое. Другими словами, причина творческого в интуитивном прозрении находится в самой инаковости света и того наставления, что оно, так или иначе, с собой несет. Инаковость света подсказывает, что свет этот является ключом, и одновременно путем к истине, которая, в свою очередь, приводит к вечному блаженству, ощущаемому обязательно в состоянии интуитивного прозрения, возможно, потому, что в этот миг душа оказывается протянутой до бесконечности, вышедшей из мира земного притяжения к миру небесного тяготения. Конечно, это все внутренние ощущения, но именно следуя и разглядывая их, возможно лучше узнать за своей душой духовный мир, реальность, которая становится настоящим домом для того, кто чтит и уважает наставления главного Судии.
ПОЭЗИЯ – Происходит от лат. роēsis от греч. ποίησις «творчество», из ποιέω «делаю, создаю».
Поэзия интуиции заключается в том, чтобы удержать вместе то, что явилось как квинтэссенция цельного опыта и в нем расшифровать блики света, каждый блеск которого и хранит в себе некое открытие. Блик сокрывает, манит, зовя творческую энергию человека пристать, прикрепиться к своему сиянию, и в легком прикосновении бережно лицезреть то хрупкое и невесомое, легчайшее, тончайшее и потому удивительно прекрасное. Сознание, которому удается разглядеть удивительное, получает в качестве дара то, что впоследствии будет согревать как воспоминание о необычном опыте. И потому рождать новую жажду – двигаться в путь на поиски ответов на новые вопросы, готовиться, идти, искать, усердно трудясь сердцем и умом, создавать лестницу из добродетелей, чтобы так же, дойдя до ее вершины, снова попасть под лучи озарения. Проникнувшись наставлениями свыше, пристать к надежной пристани бесконечной истины, духовно напиться благодати, снова изумиться невероятности простого открытия в очевидностях, которое становится внезапно ясным как день. Но лишь потому, что этот путь был пройден человеком непосредственно, самостоятельно.
*Этимология слов взята с сайтов Викисловарь и словаря-справочника pervobraz.ru

Вам может понравиться

У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone