"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ" (Ев.от Иоанна)
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51))
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу живого опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и плоть, разум и сердце, мысль, чувство и ощущение, человека и Бога. Возможно, неслучайно в древних текстах различных цивилизаций пятым элементом называли Логос...

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту той подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.
— Екатерина Макаревич
Екатерина Макаревич
Автор проекта
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
Бодрость – это внутреннее состояние духа, которое приподнимает человека над обыденностью, давая силы для того, чтобы творить благое и лучшее, тем самым, преображая и себя, и мир вокруг энергией животворящего духа. Но каким образом можно воссоздать внутри себя это состояние, что открывается человеку, когда он взлетая, исполняется духа, и как оно связано с дождем, омывающим душу и тело человека, давая ему новую, свежую энергию для воплощения его призвания.
БОДРОСТЬ ДУХА
Философ, филолог и мистик Екатерина Макаревич о возрождении от беса уныния, внутреннем бдении, восстановлении «я есмь» и свежести взгляда
В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.
Псалтырь, 137:3
Начнем наше путешествие в горний мир души, откуда и возможно взглянуть на суть взаимосвязи микрокосма и макрокосма, и вначале определим, что противоположно этому состоянию – уныние, как один из самых тонких смертных грехов, которыми заражались как и миряне, так и отшельники-монахи, в уединенной келье, посвящавшие свою жизнь служению Богу и с помощью молитв и внутреннего делания ума и сердца, созерцающие тайны мироздания. Итак, если уныние есть низкое положение души и тела, тогда для того, чтобы преодолеть его, нужно переоткрыть в себе противоположное – качественно иное состояние, помогающее закрыть низ, чтобы открыть верх. Таким состоянием и является бодрость духа – особенное внутреннее состояние, которое постепенно возвращает человека к первоначальной, изначальной природе, своему лучшему виду, обновляя его дух и делая его снова свежим.
Взглянем на опыт слова «бодрый»:
БОДРЫЙ - Происходит от прил. бодрый, из праслав. *bъd-rъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. бдъръ (πρόθυμος; Син. Пс.), бъждрь (Супр.), русск. бодрый, укр. бо́дрий, сербохорв. ба̏дар «бойкий, живой»; связано с *bъděеш (бдеть); восходит к праиндоевр. *bud-. Родственно лит. budrùs «бодрый»
Как видим, оно связано со словами бойкий, живой, являющиеся его характеристиками при проявлении в жизни, но суть этого состояния восходит к слову «бдеть», откуда и начнем более детальный разбор.
БДЕТЬ - Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. бъдѣти, русск. бдеть, болг. бдя -- то же, др.-сербохорв. бди̑м, бдjе̏ти, словенск. bǝdė́ti, чешск. bdím, bdít. Сюда же бдение, снабдить, бодрый. Другая ступень чередования гласного отражена в блюду́, блюсти́, будить. Исконнородственно лит. bundù, budė́ti «бодрствовать», bùsti «пробудиться, проснуться», др.-прусск. budē «они бодрствуют», др.-инд. búdhyatē «он просыпается, замечает, узнает», budhás «пробуждающийся, разумный», перф. bubudhima «мы проснулись, заметили», авест. buiðyeiti «замечает», греч. πέπυσμαι «я разузнал», др.-ирл. buide «благодарность», др.-исл. boð «приглашение».
Человек бдящий значит бодрствующий, разумный, пробужденный, блюдящий. Мы видим, что в это самое время он и способен замечать, узнавать и как следствие, испытывать благодарность за такое приглашение. О чем идет речь? Возможно, все эти слова и означают то самое внутреннее делание ума и сердца, работу над собой, которой так много посвящали сил отшельники, как те, кто наиболее остро проживал несовершенство собственной человеческой природы и потому стремящихся не просто делать добрые дела, но и заниматься преображением собственных чувств, сердечных настроенностей. То есть блюсти более тонкие и самые сложные внутренние движения – появление негативных помыслов. Другими словами, бдеть самое трудное – самого себя.

В христианской традиции основными способами, помогающими преодолеть беса уныния – это трезвение, бодрость, недоверие себе и благоговение перед Волей Божьей. А терпение, смирение, надежда и принуждение себя к рукоделию, а также благодарность Богу за то, что есть, являются теми качествами, которые помогают человеку ощутить благое деяние со стороны Бога, который, видя терпеливое и благодушное перенесение скорбей человека, дает помощь, силы и исцеляет от греха. Итак, в самой традиции присутствует недоверие к себе, то есть бдение. Нужно бдеть себя, понуждать себя по мере к преодолению унылых мыслей, и тем самым, возрастать над собой.

Вот почему бдение непосредственно связано с пробуждением себя. Когда человек блюдет, иначе говоря, сосредоточен, внимателен, то способен вовремя ограждать свое внутреннее пространство от всего того, что может ненароком сбить его с толку. Бдение становится тем первичным фактором, позволяющим проснуться от данности этого мира и прикоснуться к иному пространству, в котором нечто можно узнавать, исследовать, замечать и тем самым, быть благодарным Богу за возможность созерцать то, что открывается за дверью этого мира, за приглашение видеть то невидимое, что составляет основу мироздания как целого.

Пойдем дальше и взглянем на слово, которое является продолжением бдения – «блюсти».
БЛЮСТИ - Происходит от праслав. *bl'usti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. блюсти «смотреть, заботиться» «сторожить, охранять» «блюсти, соблюдать», белор. блюсць, др.-сербохорв. бљудем, бљусти. Другие ступени вокализма представлены в бдеть, будить, бодрый. Родственно лит. baudžiù, baudžiaũ, baũsti «принуждать, пугать, наказывать», авест. baođaitē «наблюдает, замечает», др.-инд. bṓdhati «просыпается, замечает», греч. πεύθομαι «узнаю, бодрствую», готск. anabiudan «приказывать, распоряжаться».
Опыт слова «блюсти» создает более тонкое различение. Блюсти значит смотреть, заботиться, сторожить, охранять. Как видим, первые два значения связаны больше с некой материнской заботой, мягкостью, которая укрывает, мягко предупреждает, тихонько упреждает от неверных шагов свое дитя. С другой стороны, присутствует и строгость отцовской защиты, которая сторожит, охраняет, то есть держит как за щитом и если дитя ослушается, то принуждает и наказывает. Эти различения важны, поскольку в логосах этих слов присутствует знак Божественной охраны, которую на языке христианской мистики можно назвать Страхом Божьим. Материнскую же заботу, которая опекает своей мягкостью и становится своего рода покрывалом заботы для человека, можно описать как Богородицу. Сын же – Христос становится тем Логосом, который открывается человеку в его внутреннем созерцании как то, что помогает узнавать, замечать, бодрствовать. Таким образом, в опыте слова «блюсти» уже заключено триединое действие Святой Троицы, которая обучает замечать и бодрствовать, заботится и охраняет, а также сторожит и понуждает двигаться к преодолению немощной человеческой природы.

Каким же образом происходит пробуждение человека ото сна уныния? Взглянем на опыт слова «будить».
БУДИТЬ - Происходит от праслав. *buditi, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. бѹдити, бѹждѫ, укр. буди́ти, болг. бу́дя «бужу», сербохорв. бу́дити, словенск. budíti, чешск. budit, польск. budzić, в.-луж. budźić, н.-луж. buźiś. Каузатив от бдеть, слав. bъděti. Родственно лит. baudžiù, baũsti «принуждать, грозить, наказывать», pasibaudýti «подниматься, отправляться», др.-прусск. etbaudints «бодрый, смышлёный», др.-инд. bōdháyati «будит, поучает», авест. baođayeiti «учит», греч. πεύθομαι «узнаю», готск. anabiudan «распоряжаться», нов.-в.-нем. bieten «предлагать, предоставлять», gebieten «повелевать».
В словах, которые описывают логос этого слова, можно различить несколько уровней, а скорее этапов, ступеней. Первый – принуждать, грозить, наказывать. И тут мы видим, что человека пытаются сдвинуть через принуждение, побуждают его проснуться. Вторая ступень – подниматься, отправляться, которая описывает уже следующий шаг, поднятие, а раз так, то уже осуществление некоего действия, когда человека отправляют на совершение некоего дела. Третий уровень – будит, поучает – характеризует те процессы, которые происходят внутри этого движения. Четвертый – узнаю – являет уже воплощение опыта в процессе предыдущего обучения. Пятый – предлагать, предоставлять – как то, что человеку дается Богом для того, чтобы он воплотил в жизнь, будь то внутреннее качество, преображающее его душу, так и внешнее дело, когда человек становится сотворцом делания мира. А раз так, то все его делания будут связаны с воплощением некоего иного, не данного для этого мира. То есть приведение его к гармоничной взаимосвязи духовной и материальной стороны жизни как двух незаменимых элементов – трансцедентного (божественное, нетварное начало) и живое, имманентное (сотворенная софийность). И наконец, шестой этап – повелевать. В этом заключающем значении присутствует и то, что человек, пройдя все остальные ступени, поднявшись наверх, к пробуждению, уже знает, кто вел его, и потому он готов прислушиваться, готов исполнять повеления того, кто лучше знает, что будет лучше для самого человека и для мира.

Что же заключает в себе «распоряжаться». Прислушаемся к опыту слова.
РАСПОРЯЖАТЬСЯ - Происходит из рас- + по- + ряд, далее от праслав. *rędъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. рядъ, ст.-слав. рѧдъ (др.-греч. τάξις, διαδοχή); русск. ряд, укр. ряд, болг. ред(ъ́т) «ряд, порядок, строка», сербохорв. ре̑д «ряд», словенск. rȇd (род. п. -а) «порядок, ряд, ярус», чешск. řád «порядок, класс (бот.); строй», словацк. rád, польск. rząd (род. п. rzędu) «ряд», в.-луж. rjad, н.-луж. rěd «ряд, порядок». Сюда же ря́да «уговор, условие», арханг., вятск., колымск.; сербохорв. ре̏да «ряд», чешск. řada «ряд, очередь, шеренга», в.-луж. rjada, н.-луж. rěda. Родственно лит. rindа «ряд, линия», susirindoti «стать рядами», латышск. riñdа «ряд, линия» (куронизм), rist, riedu «приводить в порядок», ирл. rann ж. «часть», м. «стих», сюда же, с др. ступенью вокализма, *orǫdь^je (орудие).
Как видим, распоряжаться связано с устроением порядка, что неудивительно, поскольку изначальный мир сотворен упорядоченно и лишь наличие свободной человеческой воли, создавая риск и для самого Творца, который однако любя свое творение дало ему свободу самому и по доброй воле волеизъявлять себя в мире, что и привело мир к произволу, отпадению к хаосу, возникшему как результат непослушанию человека внутреннему голосу в сердце. Порядок помогает устроить, выстроить определенный ряд, линию. Иначе говоря, то, что во внешней жизни пытается сделать государство насильно, во внутренней жизни делается Богом, который упорядочивает человека, сохраняя все части на своем месте, то есть, делая его линией, собственным орудием и потому вполне закономерно присутствие таких слов – как условие, уговор. Человек готов слушаться Божью волю, поскольку в сокровенном пространстве был заключен уговор взаимности.

ВОСПРЯТЬ ДУХОМ

Когда становится виден внутренний процесс, происходящий с человеком, который восходит к бодрому состоянию духа, иначе воспринимается то, что происходит в момент самой бодрости. Воспрять духом, то есть подняться, встать, вновь обрести бодрость, энергию, активность.
ВОСПРЯТЬ - Происходит от ст.-слав. въспрѧнѫти «вскочить», далее из прѧнѫти «прыгнуть», от прѧдати «прыгать,скакать».
Как видим, воспрять значит прыгнуть, скакать. Тут может речь идти о прыжке веры, о том, что бодрость наступает не только вследствие поступательных действий, которые были важны для самого человека, но главное, что заключительный акт совершает сам Бог, который поднимает человека, а для самой души это воспринимается как прыжок вверх, к свету, к силе, к восстановлению энергии.

Взглянем на опыт слова «встать».
ВСТАТЬ - Происходит от в- + стать, далее от праслав. *stati, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. стати, стану, ст.-слав. стати, станѫ (др.-греч. ἵστασθαι, γίγνεσθαι), русск. стать, стану, укр. ста́ти, ста́ну, сербохорв. ста̏ти, ста̏нем, словенск. státi, stȃnem «стать, стоить», чешск. stát sе «произойти, стать», словацк. stаť; восходит к праиндоевр. *stā- «стоять». Родственно лит. stóti, stóju «приступать, становиться», латышск. sta^t «становиться», др.-прусск. роstāt «стать», др.-инд. asthāt аор. «встал, стал», tíṣṭhati «стоит», авест. hištaiti — то же, лат. stō «стою» (*stāi̯ō), греч. ἵστημι, гомер. στῆ, др.-в.-нем. sta^n, ste^n «стоять», лат. sistō, ирл. táu, at-táu «я есмь» (из stāi̯ō).
Как видим, воспрять значит прыгнуть, скакать. Тут может речь идти о прыжке веры, о том, что бодрость наступает не только вследствие поступательных действий, которые были важны для самого человека, но главное, что заключительный акт совершает сам Бог, который поднимает человека, а для самой души это воспринимается как прыжок вверх, к свету, к силе, к восстановлению энергии.

Взглянем на опыт слова «встать».
ВСТАТЬ - Происходит от в- + стать, далее от праслав. *stati, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. стати, стану, ст.-слав. стати, станѫ (др.-греч. ἵστασθαι, γίγνεσθαι), русск. стать, стану, укр. ста́ти, ста́ну, сербохорв. ста̏ти, ста̏нем, словенск. státi, stȃnem «стать, стоить», чешск. stát sе «произойти, стать», словацк. stаť; восходит к праиндоевр. *stā- «стоять». Родственно лит. stóti, stóju «приступать, становиться», латышск. sta^t «становиться», др.-прусск. роstāt «стать», др.-инд. asthāt аор. «встал, стал», tíṣṭhati «стоит», авест. hištaiti — то же, лат. stō «стою» (*stāi̯ō), греч. ἵστημι, гомер. στῆ, др.-в.-нем. sta^n, ste^n «стоять», лат. sistō, ирл. táu, at-táu «я есмь» (из stāi̯ō).
Встать значит становиться, стоять, то есть вернуться в первоначальное «я есмь». Человек поднятый может испытать, что теперь Я ЕСМЬ, я присутствую, поскольку я встал, я стою, и меня держит тот, кто держит все.
СВЕЖИЙ - Из праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. свѣжь, укр. свíжий, белор. све́жы, чешск. svěží, словацк. svieži, польск. świeży. Сравнивают с готск. swikns «чистый, целомудренный», др.-исл. sykn «невинный», латышск. svaigs «свежий», далее лит. sveĩkas «здоровый», но латышск. слово неизвестно в стар. текстах и не употребляется в народн. речи; поэтому некоторые исследователи считают его искусственным преобразованием слав. svěžь. Далее svěžь сравнивают с ирл. féig «острый» (из *veigi-).
И именно после всего прошедшего опыт слова «свежий» открывает силу и чудо этого состояния. Свежий значит чистый, целомудренный, невинный, свежий, острый. Другими словами, свежий именно потому таков, что стал таковым в результате очищения. Целомудренность и невинность, приобщающие человека к внутренней прямоте помогают увидеть внутреннюю перемену, произошедшую в человеке. Целомудрие и невинность обретаются как результат внутренних усилий по преодолению себя, потому, что человек шел этот путь, доверяя не себе, а тому внутреннему чутью, прислушивание к которому и помогало ему концентрировать внимание на том, чтобы тянуться, стараться, чтобы прикоснуться к тому, что априори является выше него, не является данностью этого мира, но которое можно увидеть, смотря словно сквозь пелену сна, каким спит мир, чтобы разглядеть подлинную реальность, и дающую жизнь в ее полноте. Свежесть и здоровость как ощущения внутреннего оздоровления души, ума и сердца, наполняют мир новыми красками, свежим воздухом и потому делают такого человека иным, отличным от данного и общепринятого, поскольку он уже ощутил веяние того высшего мира, который и возродил его. Мира, который и придал ему новых сил и помог испытать благодарность за то великое невидимое делание, которое незримо творило в нем иной, свежий и острый взгляд на мир, способный проникать в суть, позволяющий видеть незримые нити, существующие в мире проявленном.
ОТЛИЧИЕ - Происходит от сущ. отличие, далее от лик, далее от праслав. *likъ, от кот. в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. ликъ «собрание, сонм, множество», ст.-слав. лице (греч. πρόσωπον), русск., укр. лик «изображение, икона», болг. лик «картина; цвет лица», сербохорв. ли̑к (род. п. ли̑ка) «лицо, форма, образ», словенск. lȋk «фигура, образ, изображение», чешск. líce «щека, лицо», польск. lice «щека, лицо», в.-луж., н.-луж. lico «щека»; восходит к праиндоевр. *leik- «щека»
Что же значит отличающийся – это такой, который отличается потому, что его лик направлен собрание, сонм, множество высшее, на икону, как лик божественного образа и тем самым, человек сам становится образом и лицом, а его щека как пространство, вбирающее и собирающее является вместилищем того самого сонма и множества.

Именно в тот момент, когда лицо человека внутренне обращено к лику Святой Троицы, которая его провела и вывела к свету, человек становится по-настоящему хорошим человеком.
Хороший - Этимология не установлена. Наиболее приемлемым кажется толкование слова как суф. производного (суф. -j-) от *chorsъ «чистый, убранный», суф. образования от той же основы *chor- < *skor-/sker-, с л skel-/ skol- со значением «чистить, скрести». См. холить. Ср. диал. хорошить «чистить» (кукурузу, фасоль, рыбу и т. д.). Хороший исходно — «чистый», затем — «нарядный, красивый».
Хороший человек – тот, кто чистый и убранный, нарядный, прежде всего, внутренне. Неслучайно, что и наряд собой олицетворяет именно лучшую одежду, то есть такую, которая делает внутреннего человека нарядным, красивым.

Переносное значение свежего «не косный, чуждый рутины, пошлости», поэтому и считается, что каждому делу нужны свежие люди, а не бюрократы. Именно свежие люди способны рождать свежие мысли.

Именно появление свежего взгляда и рождает подлинную радость. Взглянем более подробно на опыт этого слова.
РАДОСТЬ Происходит от сущ. радость и прил. рад, из праслав. *radъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. радъ (др.-греч. περιχαρής), укр. ра́дий, рад, белор. рад, болг. рад, сербохорв. ра̏д, ра̏да, ра̏до «охотный», словенск. ràd, rádа «рад, охотный», чешск. rád — то же, словацк. rád, польск., в.-луж., н.-луж. rad. Предполагают родство с англос. rót «радостный, благородный», др.-исл. rǿtask «проясняться, веселеть», англос. rǿtu ж. «радость». Против этих весьма правдоподобных сопоставлений выдвигают возражение, что *рад могло также произойти из *ārda-, ср. ср.-греч. ᾽Αρδάγαστος — имя одного вождя славян (Феофан, Chron. еd. dе Вооr 2, 254, 11) из слав. Radogostь, собств., нов.-греч. ᾽Αρδαμέρι — местн. н. в округе Лангада, Македония — из формы, предшествующей слав. *Radoměrь, а также вепс. Arśkaht — местн. н., которое соответствует совр. русск. Радогоща. В таком случае следовало бы привлечь греч. ἔραμαι «люблю», ἔρως (род. п. -ωτος ср. р.) «любовь». Эти слова трудно отрывать от форм, приводимых на радеть, ради.
Как видим, радостный, но конечно, только подлинно, только благодаря открытию свежего взгляда, связано с благородством, с прояснением взгляда. А он, в свою очередь, неразрывно связан с тем, что есть внутреннее радение. То самое ради Кого человек готов радеть, испытывать бодрость духа. То есть радение или радость является заключительным итогом восхождения к началу, к внутреннему обновлению и тем самым, плоду этого пути – радению ради Того, кто провел по пути и вывел к ясности, к свежести, к бодрости духа из тьмы уныния и подавленности.

Взглянем же на то, что является истоком и побудительным толчком к радению.
РАДИ - Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. ради, радьма (διά, ἕνεκεν, χάριν; Супр.), русск. ради, укр. ра́ди, болг. ра́ди, сербохорв. ра̑ди. Родственно др.-перс. rādiу «ради», ср.-перс., нов.-перс. rāī-то же др.-инд. rādhas ср. р. «милость, благословение», далее сюда же радеть.
Как видим, ради непосредственно восходит к милости и благословению. Именно милость и благословение становятся той концентрирующей силой ради Кого человек готов идти, преодолевать свою падшую человеческую природу, творить и совершать дела, которые возникают как внутренние предложения, по доброй воле стремясь осуществиться, сбыться, как было заключено в условиях сокровенного договора.

Но все же, каким образом, обретается свежесть? Опыт, который может описать это внутреннее преображение, - это опыт дождя, который нисходит на землю, освежает лоно природы и дает силы и энергию для роста. Символ дождя как символ очищения от грехов, как символ прощения и обновления, восстановления глубины цвета происходит, когда растения и плоды после дождя становятся буквально вымытыми, обновленными от накопившейся пыли и обретающие снова свежий вид. Облик иной, сотворенный заново, но уже бодрым, цветущим, пышущим радением роста ради милости и благословения.
*Этимология слов взята с сайтов Викисловарь и словаря-справочника pervobraz.ru

Вам может понравиться

У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone