- Да, но я тут бы обратила внимание на само понятие «нормы», которое в связи с последними общественными потугами к навязыванию новых, совсем, я бы сказала, разрушающих, человеческие отношения норм, все более дискредитирует себя. Нормы ведь становятся для человека нормальными, если мы не должны им, а добровольно им следуем, нуждаемся в них, осознавая их ценность. Сегодня я много думаю о том, как сделать так, чтобы разговор о нравственности воспринимался не как навязывание, а как побуждение к тому, что особенно ценно для человека. Так же, как опыт человечности особенно ценен для любого из нас. Поэтому я бы говорила о том, что следовать общечеловеческим, моральным нормам – не долг, а необходимость, нужда, но добровольная.
- Вы помните, где-то в одной из наших с вами предыдущих бесед мы вскользь уже касались темы нормы. Был такой оригинальный мыслитель, Яков Голосовкер, у него есть трактат «Об интересном». Так вот, Голосовкер писал, что хрестоматийный образец неинтересного - именно моральные нормы. Ну а я думаю совсем иначе. Когда я читал этику в университете, то пытался убедить студентов, что норма - одно из самых захватывающих понятий в этике. Норму не только выполнять нужно, нормы можно читать, как читаешь роман. Ведь это же очень интересно, как они образуются, как живут, что отражают. Уже вот эти всем известные десять заповедей – это ведь краткая феноменология всего человеческого существования. Почему, например, нормально для человека почитать своих родителей – что ненормального в непочитании родителей? Или почему убивать грешно? Взял и убил… Вот Раскольников мучился и принуждал себя переступить эту норму, а по-человечески не смог. И об этом можно и нужно рассуждать. Грустно, конечно, когда норму приходится навязывать, но ведь нормальность существования можно открыть в себе как Атлантиду. На самом деле, это трудно и, на мой взгляд, прекрасно - найти в себе нечто, обращающее нас к нормальному человеческому устроению жизни, к способности проявлять нормальную доброту к своим близким, любить их нормальной человеческой любовью, разделять обычный человеческий удел, Заметьте: люди, с которыми мы можем соотносить наши самые высокие представления о доброте, жертвенности, кротости, той же тишине духовной, жили, в конце концов, именно нормальной человеческой жизнью…