Итак, каяться значит
оценивать честь. Для души, которая открыла для себя, что происходит от духа, это означает, что, каясь, душа восстанавливает
честь духа, источника, породившего ее. Другими словами, состояние покаяния осуществляется в тот момент, когда душа, совершившая ошибки, за которые она чувствует вину, понимает, что, тем самым, навредила не только собственной чистоте, но и Святому духу, который помогает ей на жизненном пути. И потому в процессе покаяния душа оказывается перед внутренним ощущением того, что
цена чести, которую каждый из нас, как частичка духа, несет на протяжении жизни, снижена, и именно это причиняет боль. Так душа открывает, что покаяние есть процесс восстановления
высокой цены чести духа и только после этого восстановление ощущения
честности для самой души и своей чистой совести.
И тогда становится понятным смысл опыта греческого аналога «каяться» –
метанойи, опыт слова которой означает
перемену течения мыслей. В
Нить благочестия уже исследовался путь души, ведомой духом благочестия, и потому сейчас лишь уточним, что имеется в виду под словом
честь. Когда душа следует за духом благочестия, то есть устремляет
честь на благо, то несет
благой плод, который помогает ей вынашивать вера, надежда и любовь. Но когда душа отказывается от внутреннего ведения, выбирая внешнее ведение – то есть увлекается материальными благами (желаниями власти, богатства и тщеславия), то течение ее мыслей меняется и течет в другом русле. Образно это можно представить так, что душа всегда свободна в выборе, из какого источника пить воду, то есть, по какому
течению плыть. Но, делая выбор из своей свободы, душа выбирает и что для нее важнее, - благой внутренний источник, к которому ее ведет дух, и потому вода в нем чистая и истинная, или источник, чья вода загрязнена, поскольку источник ее – видимый век сей, или иначе, источник лукавый. Ниже мы попробуем различить, в чем между ними разница, но прежде важно увидеть, что
течение мыслей души зависит от того,
за чем человек
следует – за подлинным святым духом, и это внутренний путь. Или за внешними благами - и это совершенно другое течение мыслей. И потому говорится: